hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Йосеф говорит главному виночерпию (Берешит 40:15):

...ибо я украден из земли eвреев…



Что за земля евреев? И кто такие евреи? В первый раз это слово употребляется по отношению к Аврааму, после того, как Лота захватили в плен (Берешит 14:13):

И пришел уцелевший и известил Аврама-еврея...



Мидраш Берешит Раба (42:8) приводит три мнения:

Р. Йеhуда, р. Нехемия и рабанан. Р. Йеhуда говорит - весь мир с одной стороны (миэвер эхад), а он - с другой стороны. Р. Нехемия говорит - из потомков Эвера. А рабанан говорят - из-за реки (т. е. из-за Евфрата).



Раши приводит только последний вариант: иври - это выходец из-за реки. Но Ибн Эзра подробно разбирает все случаи применения в ТаНаХе слова иври, и приходит к выводу, что нигде и никогда оно не применяется ни к Ишмаэлю, ни к Эсаву, ни к Лоту и его потомкам. Зато Моше говорит фараону: "Бог евреев призывает нас", и всюду евреями называются либо Авраам, либо Яаков и его потомки. Эдом неоднократно называется братом Израиля, но никогда не называется иври.

Исходя из такого употребления, получается, что самый прямой смысл слова - мнение р. Йеhуды.

Что же такое тогда земля евреев, о которой говорит Йосеф?

Семейству Яакова в этот момент принадлежит два участка земли, один - купленный Авраамом в Хевроне, а другой - Яаковом в Шхеме. И Рамбан тоже считает, что земля евреев - это Хеврон, хотя при этим сам считает, что "евреи" означает "потомки Авраама, пришедшего из-за реки".

И Хеврон и Шхем связаны с историей похищения Йосефа, но разве оттуда он был похищен? Из Хеврона Йосефа посылает отец, в Шхеме он не застает братьев, а встречает загадочного человека, по мнению всех коментаторов, кроме Ибн Эзры - Гавриэля или Рафаэля, который говорит ему, что братья направились в Дотан. Дотан - еще в 30 км на север от Шхема.

Таким образом, если Йосеф говорит, что он был похищен из земли евреев, это означает, что основа похищения находится либо в Хевроне, либо в Шхеме. Если в Хевроне - значит, он подозревает в соучастии своего отца. Это объясняет, в частности, почему в течение семи лет, будучи полновластным правителем Египта, он не удосужился дать знать отцу, что он жив.

И это объясняет, какую цель преследует его сложная игра с братьями. Он хочет вытащить своего брата по матери - Биньямина - из преступной семьи. Он знает, как решительно в этой семье избавляются от отрезанных ломтей, и понимает, что, вероятно, это произошло и с ним.

Йосеф прекращает игру, когда узнает из речи Йеhуды, что отец думает, что он растерзан.

Но пророческие слова оказываются верными, даже если их автор не имел этого в виду. Если Йосеф похищен не из Хеврона, то из Шхема. И тогда инициатор похищения - не Яаков, как думал Йосеф, а Гавриэль. И это то, что Йосеф говорит братьям, как только узнает, что его отец ни при чем (Берешит 45:4-5):

Он сказал: я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни.

Tags: недельный раздел
Subscribe

  • (no subject)

    Смешно. Висит в каком-то баре. Написано шрифтом Раши: "Если ты можешь это прочитать, значит, ты датлаш (бывший религиозный)" Это…

  • גם חסידה בשמים יודעת מועדיה

    Аисты над Иерусалимом

  • (no subject)

    Однажды, еще в те времена, когда летали за границу, Полина летела в Питер. В Бен-Гурионе она, как положено, проходила досмотр и пропускала сумочку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments