?

Previous Entry | Next Entry

Apr. 17th, 2019

По две стороны от центрального портала Нотр-Дам - две женские фигуры: Экклесия и Синагога. Лучше известны такие же фигуры из Страсбурга, но здесь они тоже есть.

Capture

Молодая Экклесия - в короне, с чашей и крестом, и Синагога - с лицом, обвитым змеей, упавшей короной и сломаным копьем. Не пойму, что у нее в правой руке - скрижали? Многовато. С другой стороны, их пять, в соответствии с числом книг Торы. Но видимо, это должно символизировать мертвые буквы.

Ecclesia_and_Synagoga_of_Notre-Dame_de_Paris,_16_May_2015

Но гораздо интереснее Западный портал, на нашей фотографии справа. Он называется портал св. Анны.

Paris_-_Cathédrale_Notre-Dame_-_Portail_Sainte_Anne_-_PA00086250_-_088

Весь последний ряд посвящен истории родителей Марии: Анны и Иоакима. Интересно, что все мужчины в этом ряду изображены в круглых еврейских шапках. Я не очень смог понять, что они делают: в трех разных французских источниках сказано по-разному. Очевидно, что слева происходит бракосочетание, и очевидно, что справа Иоаким и Анна приносят жертвы в Храм. Поскольку положенная жертва после рождения ребенка - два голубя, надо полагать, что они их и приносят. Храм выглядит как синагога, на столе лежит свиток Торы.

right

Аналогичное, если не то же самое, место изображено и слева. Только непонятно, что там лежит. То ли множество свитков, то ли, как считает один французский сайт, это иудеи сложили там свои посохи, чтобы узнать, какой из них расцветет. Чей посох расцветет, тому и жениться на Анне. Не знаю, откуда французский сайт взял эту историю. UPD. История про расцветшие посохи общеизвестна, но не про Анну, а про Марию. Если на барельефе действительно сложенные посохи, то тогда это свадьба не Анны, а Марии.

left

И непонятно, откуда вообще авторы барельефа взяли историю Анни и Иоакима. На Востоке она была частью предания (но без истории о расцветших посохах), а на Западе стала популярна после написания "Золотой легенды" (1260). Но портал построен раньше, в начале 1200 гг, а к 1260 никаких евреев во Франции уже не было. Видимо, еще и до "Золотой легенды" были версии этой истории, для нас не дошедшие.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
anna_bpguide
Apr. 17th, 2019 08:10 pm (UTC)
Храм выглядит как синагога - что имеется в виду? Что там указывает на синагогу?
idelsong
Apr. 17th, 2019 08:13 pm (UTC)
Закрытое помещение, бима - стол для чтения Торы, свиток Торы.
anna_bpguide
Apr. 18th, 2019 05:08 am (UTC)
Ну, любой храм - закрытое помещение, и в нем стол/алтарь.
Понято, что скульптор изображал некое религиозное помещение... Чего-то я в вашей реплике не улавливаю.
Как иначе он мог бы эту сцену изобразить?
idelsong
Apr. 18th, 2019 05:18 am (UTC)
Дело в том, что Иерусалимский Храм - это открытое пространство, алтарь, т.е, жертвенник - большого размера, под открытым небом.

Вы хотите сказать, что это интерьер не синагоги, а церкви? Но тогда скорее часовни, потому что очень небольшой.
ampelios
Apr. 17th, 2019 08:34 pm (UTC)

На Востоке история о посохах была очень популярна

idelsong
Apr. 17th, 2019 08:40 pm (UTC)
Но про Иосифа, конечно, а не про Иоакима?
ampelios
Apr. 17th, 2019 09:06 pm (UTC)
Конечно
ampelios
Apr. 17th, 2019 09:08 pm (UTC)
В том смысле, что история Иосифа. Но в готике я не Копенгаген. Посмотрите LCI
alexr65
Apr. 18th, 2019 01:42 am (UTC)
А разве Страсбург был под французской короной в это время? Вроде, германская земля.
Да и евреи вроде изгнаны были позже, при Филиппе Красивом, и то, в папских землях, в Авиньоне, они жили все время. Ну, века до 16-го точно.
idelsong
Apr. 18th, 2019 03:05 am (UTC)
Разве я где-то сказал, что выслали из Страсбурга?
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

idelsong
hirsh_ben_arie

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner