
Молодая Экклесия - в короне, с чашей и крестом, и Синагога - с лицом, обвитым змеей, упавшей короной и сломаным копьем. Не пойму, что у нее в правой руке - скрижали? Многовато. С другой стороны, их пять, в соответствии с числом книг Торы. Но видимо, это должно символизировать мертвые буквы.

Но гораздо интереснее Западный портал, на нашей фотографии справа. Он называется портал св. Анны.

Весь последний ряд посвящен истории родителей Марии: Анны и Иоакима. Интересно, что все мужчины в этом ряду изображены в круглых еврейских шапках. Я не очень смог понять, что они делают: в трех разных французских источниках сказано по-разному. Очевидно, что слева происходит бракосочетание, и очевидно, что справа Иоаким и Анна приносят жертвы в Храм. Поскольку положенная жертва после рождения ребенка - два голубя, надо полагать, что они их и приносят. Храм выглядит как синагога, на столе лежит свиток Торы.

Аналогичное, если не то же самое, место изображено и слева. Только непонятно, что там лежит. То ли множество свитков, то ли, как считает один французский сайт, это иудеи сложили там свои посохи, чтобы узнать, какой из них расцветет. Чей посох расцветет, тому и жениться на Анне. Не знаю, откуда французский сайт взял эту историю. UPD. История про расцветшие посохи общеизвестна, но не про Анну, а про Марию. Если на барельефе действительно сложенные посохи, то тогда это свадьба не Анны, а Марии.

И непонятно, откуда вообще авторы барельефа взяли историю Анни и Иоакима. На Востоке она была частью предания (но без истории о расцветших посохах), а на Западе стала популярна после написания "Золотой легенды" (1260). Но портал построен раньше, в начале 1200 гг, а к 1260 никаких евреев во Франции уже не было. Видимо, еще и до "Золотой легенды" были версии этой истории, для нас не дошедшие.
Comments
Понято, что скульптор изображал некое религиозное помещение... Чего-то я в вашей реплике не улавливаю.
Как иначе он мог бы эту сцену изобразить?
Вы хотите сказать, что это интерьер не синагоги, а церкви? Но тогда скорее часовни, потому что очень небольшой.
На Востоке история о посохах была очень популярна
Да и евреи вроде изгнаны были позже, при Филиппе Красивом, и то, в папских землях, в Авиньоне, они жили все время. Ну, века до 16-го точно.