hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
По две стороны от центрального портала Нотр-Дам - две женские фигуры: Экклесия и Синагога. Лучше известны такие же фигуры из Страсбурга, но здесь они тоже есть.

Capture

Молодая Экклесия - в короне, с чашей и крестом, и Синагога - с лицом, обвитым змеей, упавшей короной и сломаным копьем. Не пойму, что у нее в правой руке - скрижали? Многовато. С другой стороны, их пять, в соответствии с числом книг Торы. Но видимо, это должно символизировать мертвые буквы.

Ecclesia_and_Synagoga_of_Notre-Dame_de_Paris,_16_May_2015

Но гораздо интереснее Западный портал, на нашей фотографии справа. Он называется портал св. Анны.

Paris_-_Cathédrale_Notre-Dame_-_Portail_Sainte_Anne_-_PA00086250_-_088

Весь последний ряд посвящен истории родителей Марии: Анны и Иоакима. Интересно, что все мужчины в этом ряду изображены в круглых еврейских шапках. Я не очень смог понять, что они делают: в трех разных французских источниках сказано по-разному. Очевидно, что слева происходит бракосочетание, и очевидно, что справа Иоаким и Анна приносят жертвы в Храм. Поскольку положенная жертва после рождения ребенка - два голубя, надо полагать, что они их и приносят. Храм выглядит как синагога, на столе лежит свиток Торы.

right

Аналогичное, если не то же самое, место изображено и слева. Только непонятно, что там лежит. То ли множество свитков, то ли, как считает один французский сайт, это иудеи сложили там свои посохи, чтобы узнать, какой из них расцветет. Чей посох расцветет, тому и жениться на Анне. Не знаю, откуда французский сайт взял эту историю. UPD. История про расцветшие посохи общеизвестна, но не про Анну, а про Марию. Если на барельефе действительно сложенные посохи, то тогда это свадьба не Анны, а Марии.

left

И непонятно, откуда вообще авторы барельефа взяли историю Анни и Иоакима. На Востоке она была частью предания (но без истории о расцветших посохах), а на Западе стала популярна после написания "Золотой легенды" (1260). Но портал построен раньше, в начале 1200 гг, а к 1260 никаких евреев во Франции уже не было. Видимо, еще и до "Золотой легенды" были версии этой истории, для нас не дошедшие.
Tags: еврейская история, живопись, история
Subscribe

  • (no subject)

    Помните роман Трифонова "Нетерпение" про народовольцев? Говорят, Белль выдвигал его на Нобелевскую премию. Роман действительно хороший, и в…

  • Аллегория хорошего и плохого правления – ч. II

    К сожалению, стена с плохим правлением хуже сохранилось. По городу ходят солдаты. Два солдата пристают к женщине. А у ног женщины лежит труп,…

  • Аллегория хорошего и плохого правления

    В Сиене в здании Синьории - серия фресок Амброджио Лоренцетти "Аллегория хорошего и плохого правления" (1338-1339). В 1348 г. Лоренцетти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    Помните роман Трифонова "Нетерпение" про народовольцев? Говорят, Белль выдвигал его на Нобелевскую премию. Роман действительно хороший, и в…

  • Аллегория хорошего и плохого правления – ч. II

    К сожалению, стена с плохим правлением хуже сохранилось. По городу ходят солдаты. Два солдата пристают к женщине. А у ног женщины лежит труп,…

  • Аллегория хорошего и плохого правления

    В Сиене в здании Синьории - серия фресок Амброджио Лоренцетти "Аллегория хорошего и плохого правления" (1338-1339). В 1348 г. Лоренцетти…