hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:
Уважаемый bbb навел меня на замечательно интересную историю, которую я совершенно не знал.

25 июля 1919 г. Совнарком обратился к правительствам охваченного гражданской войной Китая с заявлением, известным как "Декларация Карахана". Советское правительство отказывалось от неравноправных договоров, заключенных с Китаем царским правительством. Среди прочего, в "Обращении Совета Народных комиссаров к китайскому народу и правительствам Южного и Северного Китая" за подписью Карахана было сказано:

Рабоче-Крестьянское Правительство намерено все права и интересы, имеющие отношение к КВЖД, безоговорочно вернуть Китаю без всякого вознаграждения.

Такой текст получил китайский МИД, он был широко опубликован в Китае. Параллельно репортаж об этом заявлении был опубликован в Известиях, но не дословно. Пункта о КВЖД там не было.
Политика Советского правительства немало способствовала популярности коммунизма в Китае, в 1921 г. в Китае была создана коммунистическая партия.

В сентябре 1920 г. в Москву приехала китайская делегация во главе с генералом Чжан Сылином. 27 сентября Карахан приготовил ноту Советского правительства, где было сказано:

Отказываясь от своих прав на Китайско-Восточную железную дорогу, правительство РСФСР считает необходимым заключить специальный договор о порядке пользования этой дорогой для нужд РСФСР, причём в заключении договора кроме Китая и России участвует также Дальне-Восточная Республика.

Но делагация уехала в Петроград, а когда она вернулась, 2 октября была вручена нота с другим текстом:

Российское и Китайское правительство соглашаются заключить специальный договор о порядке пользования Китайско-Восточной железной дорогой для нужд РСФСР, причём в заключении договора кроме Китая и России участвует также Дальне-Восточная Республика.

Впрочем, параллельно Чжан Сылину была вручена и копия декларации 1919 г., где однозначно говорилось об отказе от КВЖД.

Тем временем, 18 октября пекинское правительство через советского представителя в Лондоне сообщило советскому руководству, что Чжан Сылин отзывается из Москвы под предлогом отсутствия полномочий на ведение переговоров.

Есть много документов 1921 г., подтверждающих безвозмездный отказ Советского правительства от КВЖД.

Ситуация изменилась 31 августа 1922 г., когда Политбюро приняло резолюцию, согласно которой политическую линию Советской России в отношении Китая не следовало выводить из прежних деклараций Карахана.

Чичерин в письме Сталину упоминает КВЖД:

После того, как нами было официально заявлено о безвозмездной передаче Китаю Восткитжелдороги, внезапное взятие обратно этого заявления и выставление требования о значительной сумме недопустимо и дискредитировало бы нас.

Тем не менее, решение было принято, 13 ноября коллегия НКИД приняла постановление: "Россия сохраняет за собой собственность КВЖД", решение было подтверждено Политбюро, и теперь надо было только убеждать китайцев, что произошла ошибка.

В ноябре 1922 г. в Китай приезжает для переговоров делегация во главе с А. Иоффе. У них в руках - версия декларации Карахана, не содержащая отказа от КВЖД. Надо отметить, что ни Иоффе, ни советский полпред Давтян ничего не знают о всей этой истории. Они предъявляют китайцам свою версию декларации, а китайцы - свою. Иоффе и Давтян запрашивают Москву: какая же версия хранится в архиве НКИД.

Давно запрашивали, имеется ли наша декларация с прямым заявлением о безвозмездной передаче Китаю КВЖД. Я в своё время ответил Китпра (=китайскому правительству), что в декларациях 19–20 годов такого заявления нет. По этому поводу империалистическая печать упрекала нас в перемене политики, цитировала фразу из нашей декларации, содержащей указанное заявление. На свой запрос из Москвы ответа не получил, здесь категорически опровергал существование такой декларации, которой в наших материалах, данных нам НКИД, действительно нет. Сегодня получен меморандум Китпра, где говорится, что генералу Чжан Сылиню в своё время в Москве была дана заверенная Караханом копия декларации, где такая фраза есть; такая же декларация за подписью Янсона имеется в Китпра. Получается недопустимое положение, когда НКИД сам не знает содержание своих деклараций [...]. Постараюсь как-нибудь выкрутиться с указанием, что ввиду моей постоянной работы на Западе, мне о существовании такой декларации не было известно, в моих материалах её нет, и я запрошу своё правительство по этому поводу.

Из Москвы приходит ответ: декларация 1919 г. в архиве утеряна, китайцам по ошибке был а вручена ошибочная версия, а настоящая версия - та, которая есть у Иоффе, без упоминания КВЖД.

А что касается версии, выданной генералу Чан Сылину, - заявляет Иоффе китайскому правительству, - так вы же сами дезавуировали его миссию, так что какая разница, что ему было выдано.
Карахан, который в 1921 г. писал Чичерину: "В ноте 1919 г. мы уступили Китайскую дорогу безвозмездно", в переговорах в июне 1923 г. говорит китайцам: "Поскольку КВЖД есть собственность России, мы хотим ею распоряжаться как собственностью", а в ответ на вопросы китайцев отвечает: "То было в 1919 г., а теперь 1923 г.".

Чуть позже сам Карахан пишет Чичерину, что была опубликована и послана китайцам неправильная версия, а правильная никогда не содержала отказ от КВЖД.
В 1923 г. Троцкий пишет Иоффе:

Остается, стало быть, отдельный, правда, очень острый вопрос о Китайско-Восточной железной дороге. Как хотите, но мне и сейчас не ясно, почему собственно отказ от империализма предполагает отказ от наших имущественных прав… В этом смысле мне совершенно непонятно, почему китайский крестьянин должен иметь дорогу за счет русского крестьянина… Россия тоже очень бедна и совершенно не в силах оплачивать расположение к ней колониальных и полуколониальных народов материальными жертвами… Та часть симпатий, которая приобретается материальными подачками, очень неустойчива, ибо враги наши могут давать гораздо большие подачки.

Так эта история тогда и кончилась: китайцам сказали, что была послана ошибочная версия, и что Советская Россия никогда и не собиралась отдавать КВЖД.

Ссылки и цитаты взяты из этой статьи.
Tags: СССР, история
Subscribe

  • (no subject)

    Рассказ Л. Утесова о поездке с Бабелем на дачу к Ежову <автору книги о Бабеле С.Н.Поварцову> довелось услышать в октябре 1970 года. Леонид…

  • О письме Конашевича

    Оказывается, Полина 2.5 года назад привезла из Питера подарок своей тети: альбом Конашевича. Я тогда его полистал, поставил в шкаф -и напрочь забыл о…

  • (no subject)

    У бабы Эси была младшая сестра Ева. Ее муж дядя Шура был инженером-гидростроителем, и в начале 1960 гг. он строил ГЭС Акосомбо в Гане, а чуть погодя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment