На практике патриаршество сохранилось до 1811 г. , а дальше последний патриарх Антоний II был вызван в Петербург для участия в работе Синода, а затем отправлен на очень почетный и богатый покой в Нижний Новгород. Грузинская церковь стала управляться экзархами. Первый экзарх был грузин, а все последующие – русские.
Главным делом экзархата было постепенное изъятие из владения церкви значительной земельной собственности и крепостных крестьян; в России это было сделано в начале 18 в.
В 1817 г. в Тифлисе открыли семинарию, где преподавали по-русски. Гайки стали закручиваться в 1870 гг., по мере того, как появлялся грузинский национализм. Все преподавание в семинарии шло по-русски, сначала семинаристам разрешали читать грузинских отцов церкви в свободное от занятий время, но постепенно в стенах семинарии даже запретили говорить по-грузински. Да и богослужение по всей Грузии стремились проводить на церковнославянском языке.
В 1880 гг. семинария стремительно радикализировалась. В 1886 г. студента Иосеба Лагиашвили исключили из семинарии - надзирателям попал в руки его дневник. Лагиашвили был из бедной семьи, учился за казенный счет. Он пришел к ректору Чудецкому и попытался уговорить его не исключать. А когда тот наотрез отказался, выхватил из-за пазухи кинжал и зарезал Чудецкого.
На похоронах выступил экзарх Павел (Лебедев) и сказал что-то, что грузины восприняли, как "будь проклята Грузия". Во всей этой истории очень трудно разделить, что действительно произошло, а что добавило богатое грузинское воображение. Текст речи на похоронах был опубликован (по грузинскому мнению, в смягченом варианте). Лидер грузинского национального движения Дмитрий Кипиани написап письмо экзарху, где он требовал, что если тот действительно проклял Грузию, он не может быть руководителем ее церкви и должен покинуть Грузию.
20 июня Победоносцев пишет письмо царю, с приложением обоих писем, и еще раз возвращается к этому инциденту в следующем письме.
Кипиани высылают в Ставрополь, где через год его находят в собственном доме убитым. По версии властей, его убили грабители, по грузинской версии - охранка, чему при Александре III трудно поверить.
Лагиашвили судили и отправили на Сахалин. Чехов пишет:
Известный Лагиев, присланный за убийство ректора Тифлисской семинарии и бывший в Корсаковске учителем, бежал в пасхальную ночь 1890 г. вместе с каторжным Никольским, сыном священника, и еще с какими-то тремя бродягами. Вскоре после Пасхи разнесся слух, что будто видели трех бродяг в "цивильном" платье, пробиравшихся берегом к Муравьевскому посту, но уже Лагиева и Никольского с ними не было; по всей вероятности, бродяги подговорили молодого Лагиева и его товарища бежать вместе и дорогой убили их, чтобы воспользоваться их деньгами и платьем.
Но в грузинских источниках пишут, что он бежал в Америку и умер в Сан-Франциско.
Интересно, что тот же Победоносцев, которому даже в голову не приходит, что что-то не так с русификацией грузин, в другом письме пишет:
Т.е. богослужение на татарском языке - нормально и трогательно, а на грузинском - преследуемо.
В заключение добавлю то, что я уже недавно писал. Одному из учеников Тифлисской семинарии пришлось специально учить русский язык с учителем, чтобы туда поступить. А если бы там преподавали по-грузински, он бы с большой вероятностью так и не узнал русского языка, что, конечно, отразилось бы на его дальнейшей карьере.