hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

От Индии до Эфиопии

Некоторое время назад yaqir_mamlal обсуждал, где находится город Картигна - то ли это Карфаген, то ли на пороге Индии, то ли город амазонок на пути к мифической стране "за темными горами", которая сама то ли где-то около Индии, то ли в Африке.
 
Похоже, что для хахамим не был очевиден вопрос, как соотносятся между собой Индия и Африка.
 
В начале книги Эстер (1:1) говорится:
 
И БЫЛО ВО ДНИ АХАШВЭЙРОША, – ЭТО АХАШВЭЙРОШ, ЧТО ЦАРСТВОВАЛ ОТ ОДУ И ДО КУША НАД СТА ДВАДЦАТЬЮ СЕМЬЮ ОБЛАСТЯМИ.
 
Стандартный перевод - что Оду - это Индия, а Куш - Эфиопия. Но, однако же, в трактате Мегила 11а оказывается, что это совсем не ясно.
 
Рав и Шмуэль - один сказал: Оду и Куш - это от одного конца мира до другого, а другой сказал: Оду и Куш находятся рядом. С такой же легкостью, как от Оду до Куша, он правил от одного конца мира до другого. И, аналогично этому, сказано про Шломо (Млахим I 5:4): И он властвовал над всей областью за рекой, от Газы до Тифсаха. Рав и Шмуэль - один сказал: Газа и Тифсах - это от одного конца мира до другого, а другой сказал: Газа и Тифсах находятся рядом. С такой же легкостью, как от Газы до Тифсаха, он правил от одного конца мира до другого.
 
Тифсах - по мнению историков (впрочем, не единственному), город, попавший в русский язык под именем Тапсак, на Евфрате на севере Сирии. Там находилась переправа через Евфрат. И само слово «Тифсах», вероятно, означает «переправа».
Ксенофонт упоминает его его так:
 
Отсюда он [Кир] проходит в три перехода 15 парасангов до реки Евфрата шириной в 4 стадия. Там находится большой и богатый город по имени Тапсак. Здесь он пробыл 5 дней. Созвав эллинских стратегов, Кир объявил им, что они пойдут на великого царя в Вавилон, приказал передать это солдатам и убедить их следовать за ним.
 
Арриан пишет, что войско Александра Македонского переправилось там через Евфрат по двум мостам:
 
Александр прибыл в Фапсак в месяце гекатомбеоне в тот год, когда архонтом в Афинах был Аристофан. К его приходу через реку уже было переброшено два моста. Мазей, которому Дарий поручил охрану реки, дав ему около 3000 всадников и <пехоты...>, в том числе 2000 эллинских наемников, все время держал здесь реку под охраной, поэтому македонцы не могли довести мост до противоположного берега и боялись, как бы воины Мазея не начали ломать его с того места, где он оканчивался. Мазей, однако, услышав о приближении Александра, бежал со всем войском. Как только Мазей бежал, мосты на тот берег были переброшены, и Александр перешел по ним со своим войском.
 
Но после распада империи Александра Селевк I Никатор построил пловучий мост севернее, в городе Зевгма (зевгма и означает соединение), и значение Тапсака снизилось. Плиний уже не был уверен, где находится древний Тапсак. А в 256 году современник и друг Шмуэля, Шапур I, разрушил Зевгму в войне с Римом.
 
Если в Вавилонском Талмуде приведено два мнения, то в Мидраше Эстер 1:4 безымянно приведено только одно мнение – и Оду находится рядом с Кушем, и Тифсах рядом с Газой. Иными словами, выражение «От… до…» всегда надо понимать аналогично тому, как сказано (Дварим 29:9)
 
…ОТ ДРОВОСЕКА ТВОЕГО ДО ЧЕРПАЮЩЕГО ВОДУ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
Притом, что расстояние от дровосека до водоноса не очень велико.
 
 Мидраш приводит и еще один пример (Тhилим 68:30):
 
ОТ ХРАМА ТВОЕГО К ИЕРУСАЛИМУ, ЦАРИ ПРИНОСЯТ ТЕБЕ ДАРЫ
А разве от Храма до Иерусалима – это много? Надо понимать это так: как все от Храма до Иерусалима полно жертвами, так все дороги будут полны караванами с дарами царю – Машиаху. … Р. Каhан брат Р. Хии бар Абы сказал: как от Храма до Иерусалима все полно Божественным присутствием, так весь мир от края до края заполнится им.
 
Именно этот вариант – что Оду рядом с Кушем, а Тифсах рядом с Газой, - приводит Раши в комментарии к стиху.
 
Куш – вообще-то страна негров, поэтому не удивительно, что Индия с ней ассоциируется.
 
Поскольку речь идет об агаде, тут нет правильной и неправильной точки зрения : и то и другое верно. Мидраш Шир hаШирим Зута приводит такой синтез:
 
Как человек выходит из Тифсаха и обходит весь мир, пока не придет в Газу, так Шломо правил всем миром.
 
Р. Тувия б. Р. Элиэзер из г. Кастория (т.е. Кусторица) ("Леках тов"), 11 в. говорит то же самое и о первом случае:
           
И как можно одновременно выполнить слова обоих? Оду и Куш находятся рядом, но, так же как человек выходит из Оду и идет на восток до Куша и обходит весь юг, пока не вернется в Оду около Куша, так и весь мир под его <Ахашвероша> властью.
 
Tags: еврейская история, история, мидраш
Subscribe

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".

  • (no subject)

    Полина перевела "Дама сдавала в багаж" :גְּבֶרֶת שׁוֹלַחַת כְּבֻדָּה ,סַפָּה ,חֲבִילָה ,מִזְוָדָה ,כּוֹבַע נוֹצוֹת…

  • (no subject)

    Кто может на иврите, порадуйтесь! Помимо того, что очень смешно, еще и шеhехияну, что можно над этим смеяться. А вы говорите - травмы...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments