hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

О саламандрах

Идея, что саламандра живет в огне и питается огнем, похоже, происходит из Персии. И само слово, вроде, персидское.
 
В баснях Эзопа упоминается саламандра, живущая в огне.
 
 Аристотель («История животных» 5:19) рассуждает о животных, живущих в стихиях, казалось бы, совершенно не приспособленных для жизни. И приводит в пример саламандру, которая, как говорят, проходит через огонь и гасит его.

Саламандра из алхимической книжки 16 в.
 
Плиний упоминает саламандру в двух местах:
Многие авторы говорят, что змея происходит от человеческого спинного мозга. Действительно, происхождение многих созданий, и даже четвероногих, скрыто и таинственно.
 
Такова, например, саламандра, животное размером с ящерицу, с телом, покрытым звездами, появляется только во время сильных дождей и исчезает, как только проясняется. Это животное так холодно, что своим прикосновением уничтожает огонь, как лед. Оно выплевывает изо рта жидкость, похожую на молоко, и, какой бы частью тела не человек не прикоснулся бы к этой жидкости, оттуда выпадают все волосы, и она выглядит как пораженная проказой.
 
Из всех ядовитых животных саламандра – самое опасное, поскольку другие рептилии нападают только на отдельных людей, и то говорят, что, после того, как они ужалят человека, они умирают от угрызений совести, и земля отказывается принять их. Саламандра же способна уничтожить сразу целый народ, если не принять против нее меры предосторожности. Если она заползет на дерево, она заразит все плоды своим ядом и убьет всех, кто съест их, сильным холодом, как аконит. Если она прикоснется  к ножке стола, на котором месят тесто для хлеба, или упадет в колодец, это приведет к такому же фатальному исходу. Если слюна саламандры прикоснется хотя бы даже к ступне, все тело лишится волос. И притом некоторые звери, например, свиньи, едят саламандр, какими бы они ни были ядовитыми.

После мяса животных, питающихся саламандрами, лучшим противоядием служит напиток из шпанских мушек, или кушанье из ящериц. Что же касается слов магов, что саламандра предохраняет от огня и даже может уничтожать огонь, если бы это была правда, это бы уже давно было опробовано в Риме. Секстий говорит, что саламандра в меду без кишок, головы и ног хороша в качестве афродизиака, он отрицает, что она может уничтожать огонь. 

Скромный и не очень ядовитый, по крайней мере для человека, земноводный зверек, который водится во влажных местах по всей Европе, видимо, получил свое название благодаря описанию Плиния.
 
Огненная саламандра

В еврейской литературе саламандра упоминается несколько раз. Как есть животные, живущие в каждом из трех элементов – воде, воздухе и земле, так саламандра живет только в четвертом элементе - огне (Хулин 127а). В Мидраше Танхума (ВаЙешев 3) говорится:
 
Когда стекольщики, не прерываясь, топят печь семь дней и семь ночей, в огне образуется зверь вроде паука (или, по другим книгам, вроде мыши), и его называют саламандрой.
 
Раши в комментарии к Санhедрин 63b говорит, что печь надо топить семь лет, не переставая. А в комментарии к Хулин 127а он добавляет, что топить надо исключительно миртом.
 
Если человека смазать кровью саламандры, огонь не властен над ним (Хагига 27а). И так и было с Хизкияhу, отец которого, Ахаз, хотел принести его в жертву, но мать спасла его, смазав кровью саламандры (Санhедрин 63b).
 
В трактате Хагига 27а говорится:
 
Как саламандра, которая происходит от огня, не боится огня, и ее кровь защищает от огня – мудрецы, которые целиком состоят от огня, тем более защищены от огня Геhенома. 
 
Или, по другому мнению, защищают грешников от огня Геhенома.
 
Интерес к животному, имеющему отношение к элементу огня, вырос с новой силой с модой на алхимию. Вот, например, что пишет Бенвенуто Челлини в своих мемуарах (1:4):

 
Когда мне было лет около пяти и отец мой однажды сидел в одном нашем подвальчике, в каковом учинили стирку и остались ярко гореть дубовые дрова, Джованни, с виолой в руках, играл и пел один у огня. Было очень холодно; глядя в огонь, он вдруг увидел посреди наиболее жаркого пламени маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в этом наиболее сильном пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать мою сестренку и меня и, показав его нам, малышам, дал мне великую затрещину, от каковой я весьма отчаянно принялся плакать. Он, ласково меня успокоив, сказал мне так: “Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, чтобы ты сделал что-нибудь дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно”. И он меня поцеловал и дал мне несколько кватрино.
Tags: бестиарий, гемара, еврейская история, история
Subscribe

  • (no subject)

    Оказывается, польский текст "Короля Матиуша" доступен даже в польской Википедии. Из любопытства попробовал читать по-польски (я никогда польского не…

  • (no subject)

    Обратите внимание на год и место издания. Это издано по-польски, и имеется в виду польское "Министерство религий и общественного просвещения".

  • (no subject)

    Интересное общество описано в "Приглашении на казнь". Оно совершенно социально благополучно: в нем нет бедности и нищеты. С законностью и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments