hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

кто такой Папос бен Йеhуда

Описывая период между разрушением Иерусалима и восстанием Бар-Кохбы, Евсевий Кесарийский пишет (Церковная история 4:5-8):
 
Списка иерусалимских епископов, указывавшего бы время их служения, я нигде не нашел (говорят, правда, что они были недолговечны). Из письменных источников я только узнал, что до осады Иерусалима Адрианом их было пятнадцать, преемственно сменявших друг друга, что все они были исконными евреями и Христово учение приняли искренне, так что люди, которые могли об этом судить, сочли их достойными епископского служения. Вся Церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная от апостолов и до тех, кто дожил до той осады, когда иудеи, опять отпавшие от римлян, были разбиты в нелегкой борьбе.
Столько было в Иерусалиме епископов, от апостолов и до нынешнего времени; все они из обрезанных.
            …
Так вот, иудеи восстали вновь, и восстание их всё разрасталось. Руф, правитель Иудеи, с войском, присланным ему в помощь императором, безжалостно, пользуясь их безумием, преследовал и уничтожал их десятками тысяч: мужчин, женщин, детей — всех заодно; всю страну их, по закону войны, поработил.
 
Вождем иудеев был тогда человек по имени Варкохеба, что значит "звезда",— убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет.
 
На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бетферы (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понес достой нос наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы.
 
Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк.
 "В нынешней иудейской войне Варкохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отрекались от Христа и отказывались хулить Его".
 
Обратим внимание на следующие моменты:
 
  1. В период между разрушением Храма и восстанием Бар-Кохбы существовала самоподдерживающаяся иудео-христианская община.
 
  1. Бар-Кохба относился к этой общине враждебно.
 
  1. Римляне не делали различия между иудео-христианами и остальными евреями, гонения распространились и на тех и на других.
 
Сегодня нам известно несколько писем, написанных Бар-Кохбой. Несколько из них содержат угрозы в адрес общин Мертвого моря, отказывающихся принимать участие в военных действиях. При этом мы знаем, что война была исключительно серьезной.
 
В трактате Брахот 61b описывается известная история:
 
Однажды вышел указ от злодейского царства, чтобы евреи не занимались Торой. Пришел Папос бен Йеhуда и увидел, что р. Акива собирает множество народу и прилюдно занимается Торой. Спросил он его:
 
- Акива, ты не боишься властей?!
 
Ответил <р. Акива>:
 
- Я отвечу тебе притчей. Лиса ходила над рекой и видела, как рыбы носятся в реке. Спросила она их: «От чего вы убегаете?». Ответили они: «От сетей, которые нам расставляют люди». Сказал он им: «Если хотите, выбирайтесь на берег и заживем мы с вами, как мои отцы жили с вашими!». Отвечали они: «Это про тебя говорят, что ты самый хитрый из зверей?! Ты просто глуп! Если мы так боимся теперь, когда живем в нашей родной стихии, насколько страшнее нам будет вне ее, где нам гибель». Так и мы. Пока мы заняты Торой, про которую сказано «Так как она – твоя жизнь», насколько же страшнее нам будет, если мы не будем ею заниматься».
 
Прошло немного дней, и схватили р. Акиву, связали и посадили в тюрьму. Схватили и Папоса бен Йеhуду. Спросил его <р. Акива>:
 
- Папос! А ты как здесь оказался?
 
Ответил ему <Папос>:
 
Счастлив ты, р. Акива – тебя арестовали за Тору! Плохо Папосу, которого арестовали зазря.
 
Отметим несколько деталей этой истории:
 
  1. В притче – три действующих лица: рыбы, олицетворяющие евреев, люди, расставляющие сети (римские власти), и хитрый лис с универсалистской проповедью.
 
  1. Римская власть не отличает Папоса от р. Акивы.
 
  1. Оказавшись в тюрьме, Папос раскаивается в своей проповеди.
 
Что еще мы знаем о Папосе бен Йеhуде?
 
В трактате Гитин 90а рассказывается:
 
Р. Меир говорил: так же, как есть разные представления относительно еды, так же есть представления относительно женщин. Есть человек, который увидит, что муха упала в стакан, и не станет больше пить из стакана. Это как Папос бен Йеhуда, который, когда выходил из дома, запирал свою жену. А бывает человек, который, если муха упадет в стакан, вытащит муху и выпьет. Так ведет себя обычный человек, который разрешает своей жене разговаривать с братьями или близкими. А бывает такой, у которого муха упадет в стакан, и он пьет вместе с мухой. Это уже никуда не годится. Это такой человек, у которого жена шляется повсюду с непокрытой головой, и крутится на рынках в самой толчее, и крутится в тех местах, где мужчины моются - < а он все с ней не разводится>.
 
Раши объясняет:
 
Папос бен Йеhудаэто муж Мириам Мегадла Нешайя (מגדלא נשייא, что это означает, скажем немного позже), и он, когда выходил на рынок, запирал ее дома, чтобы она ни с кем не говорила. И это плохое свойство, так как такими действиями можно вызвать только вражду.
 
Час от часу не легче. Теперь у нас новый персонаж: жена Папоса. Про нее рассказывается в трактате Хагига 4b.
 
Бывает ли, что человек умирает не в свое время? Как то, что рассказывал р. Биби бар Абайе, который часто бывал у ангела смерти <и знал, как там делаются дела>. Однажды ангел смерти сказал своему посланцу: «Приведи Мириам, которая заплетает женские прически (מגדלא שיער נשייא), а тот по ошибке привел Мириам, которая растит детей (מגדלא דרדקי). Сказал ему <ангел смерти>: «Я же тебя просил привести Мириам, которая заплетает женские прически!»
 
Тосафот там объясняют:
 
Это было во времена второго Храма, и Мириам, которая заплетает женские прически, была матерью сами знаете кого (דהאי עובדא דמרים מגדלא נשייא בבית שני היה דהיתה אמו של פלוני כדאית שבת).
 
Цензура, кстати, этого места не углядела.
 
Тосафот ссылаются на Шабат 104b, но там, в соответствующем месте, от имени Рабейну Тама, говорится:
 
Бен Сатра, о котором говорится здесь, был во времена Папоса бен Йеhуды, то есть во времена р. Акивы.
 
К этому стоит еще добавить Йеhуду бен Папоса – современника р. Гамлиэля и р. Йеhошуа, то есть, надо полагать, папу нашего Папоса бен Йеhуды. См. вот такой юмористический отрывок (Йерушалми Брахот 21а):
 
<Важный человек может идти посреди чужого поля, но это только важный человек, которого назначили на важную должность>. Однажды р. Гамлиэль и р. Йеhошуа шли по дороге, и шли вдоль забора <а не нагло посреди поля>. Увидели, как Йеhуда бен Папос блуждает перед ними. Увидел его р. Гамлиэль и спросил: «А это кто сам на себя пальцем показывает?» Сказал <р. Йеhошуа> : «Это Йеhуда бен Папос, все его дела – ради небес» <насмешка, надо полагать>. Сказал р. Гамлиэль: «Вот ведь учили мы, что талмид-хахам может получать привилегии, только если народ назначил его на важную должность!» Ответил тот: «Это так, если это привилегия. А если это страдание – то это очень правильное поведение»
 
Итак, имеем цепочку: Папос бен Йеhуда, который запирал жену, возможно мать сами знаете кого. Йеhуда бен Папос – современник р. Гамлиэля. И Папос бен Йеhуда – современник восстания Бар Кохбы, с универсалистских позиций упрекавший р. Акиву в неосторожности. А может, этот последний и запирал жену. Таким образом, принадлежность семейства к иудео-христианам кажется очень вероятной.
 
Тем интереснее несколько мидрашей, построенных следующим образом: Папос бен Йеhуда говорит драшу, р. Акива резко его обрывает и говорит свой комментарий к тому же стиху. Самая большая подборка таких мидрашей в Мехилте к главе Бешалах.
 
1.     Шмот 14:22
«… а воды были им стеною справа и слева от них».
 
Справа – это мезузы, которые евреи поместят на свои двери, а слева – это тфилин на левой руке. Папос говорил:
 
Якобы <надо полагать, редакторская вставка> Всевышний явился на коне, как сказано (Хабаккук 3:8):
«…на море – ярость твоя, что воссел ты на коней Своих, на колесницы Свои спасительные» (כִּי תִרְכַּב עַל סוּסֶיךָ מַרְכְּבֹתֶיךָ יְשׁוּעָה) <очевидная христианская аллюзия>. А фараон ехал на кобыле, так как она более вынослива. Вот и Всевышний якобы явился на кобыле, как сказано (Шир hаШирим 1:9):
 
С кобылицей в колеснице фараона сравнил я тебя, возлюбленная.
 
Сказал ему р. Акива: «Хватит, Папос!»
 
Сказал тот: «А ты как понимаешь этот стих?»
 
- Написано לססתי (без вава). Сказал Всевышний:
 
«Так же, как радовался я (ששתי) уничтожению Египта на море, почти так же радовался я и уничтожению Израиля. И единственное, что их спасло - <воды> справа и слева» <т.е. мезузы и тфилин>.
 
2.     Сказал Папос (Иов 23:13):
 
«Но Он в одном, и кто Его повернет <или «кто ему ответит»>? Что душа Его пожелает, то он и творит».
 
Он один судит весь мир, и никто не может ответить (להשיב) Его словам.
 
Сказал ему р. Акива: «Хватит, Папос!»
 
Сказал р. Папос (!) : «А ты как понимаешь этот стих?»
 
- Нельзя вернуть (להשיב) слова Того, кто сказал и создался мир. Он судит все истиной и судом.
 
Опять-таки, полемика с христианами очевидна. Папос утверждает, что из стиха мы учим, что Всевышний может и отменить заповеди. Именно с этим и спорит р. Акива.
 
3.     Сказал р. Папос < в течение отрывка он назыается то Папос, то рабби Папос. Редакторский недосмотр?> (Берешит 3:22)
«…вот, человек стал как один из нас» - как один из ангелов служения.
 
Сказал ему р. Акива: «Хватит, Папос!»
 
Сказал Папос: «А ты как понимаешь этот стих?»
 
- Всевышний дал человеку две дороги: одну - жизни и одну - смерти. И человек выбрал дорогу смерти.
 
4.     Сказал р. Папос (Теhилим 106:20)
 
«И променяли Славу свою на изображение быка, жующего траву»
 
Из этого можно понять, что небесный Бык ест траву.
 
Сказал ему р. Акива: «Хватит, Папос!»
 
Сказал Папос: «А ты как понимаешь этот стих?»
 
Не просто бык, а бык, когда он ест траву, когда он наиболее отвратителен.
 
 
 
 
 
Tags: еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Интересное общество описано в "Приглашении на казнь". Оно совершенно социально благополучно: в нем нет бедности и нищеты. С законностью и…

  • (no subject)

    Из комментов: В данном случае <эпидемии коронавируса> и опасности от бездействия властей, и средства принуждения - постмодернистские, что и…

  • (no subject)

    Смотрите, какая восхитительная мемориальная доска висит в Москве на проспекте Сахарова. Я уже когда-то приводил постер с выставки 2015 г. в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • (no subject)

    Интересное общество описано в "Приглашении на казнь". Оно совершенно социально благополучно: в нем нет бедности и нищеты. С законностью и…

  • (no subject)

    Из комментов: В данном случае <эпидемии коронавируса> и опасности от бездействия властей, и средства принуждения - постмодернистские, что и…

  • (no subject)

    Смотрите, какая восхитительная мемориальная доска висит в Москве на проспекте Сахарова. Я уже когда-то приводил постер с выставки 2015 г. в…