- Зачем ты пришел? - спросил его царь Кации.
- Поучиться вашим справедливым законам.
- Ну садись, смотри, как я буду судить.
Пришли два человека. Один из них купил поле у другого, и нашел в поле клад. Продавец говорит: "Я продал поле и все, что в нем", а покупатель: "Я покупал поле, а клад не покупал" - и хотят вернуть один другому.
Спрашивает у них царь: "У вас есть дети?". Один говорит, что у него сын, а другой - что у него дочь. "Вот вы пожените их, и отдайте сокровище им", - говорит царь.
- А как бы у вас рассудили? - спрашивает царь Александра Македонского.
- У нас бы обоих казнили, а сокровище забрали в казну.
- Хм... - задумался царь Кации. - А Солнце у вас восходит?
- Восходит.
- И дождь идет?
- Идет...
- Странно... А козы и овцы у вас есть?
- Есть.
- А!.. Так это ради них Солнце встает.
История про блаженное царство праведников, то ли где-то на востоке Индии, то ли за темными горами, то ли на недоступном острове - популярная тема многочисленных античных и средневековых рассказов об Александре Македонском. Многие античные источники описывают встречу Александра с брахманами. То ли брахманы - это то же самое, что голые философы - гимнософисты, то ли гимнософисты своим чередом, а брахманы - своим.
История про встречу Александра с "мудрецами юга" тоже есть в Талмуде.
Вот так, например, описываются обычаи брахманов в "Наставлении Палладия" (4 в.).
Этот самый Февей поведал нам о народе брахманов, которые не по своей воле отринули блага этого мира, но по Божьему повелению. Живут они, нагие, на берегу упомянутой выше реки. У них нет ни скота, ни плодов земли, ни оружия из железа. Климат там весьма умеренный. Они день и ночь поклоняются Богу, хотя ни познать его в полной мере, ни определить его божественность не могут, брахманы непрестанно молятся и во время молитвы обращают лицо не на восток, а вверх к небу. Питаются всем, что только смогут найти: и листьями деревьев, и лесной зеленью (дикими овощами), всевозможным скотом. У них растет некое дерево, которое называется акантом. Есть там и другие деревья, мне неизвестные, плоды которых они употребляют в пищу. Мужчины обитают по ту сторону реки Ганг, рядом с морем Океаном. Женщины же обитают по эту сторону, рядом с областями Индии. Каждый год в июле и августе их мужья переправляются к ним через реку. Эти месяцы в той земле холодные, ибо солнце добирается к нам, а у них наступает умеренное время года, которое они считают наилучшим для оплодотворения своих жен. Проведя со своими женами сорок дней, они сразу возвращаются к себе. После того как жена дважды зачала и родила сначала одного ребенка, а потом другого, муж ее к ней больше не ездит и не сходится с нею. Если же чья-либо жена окажется бесплодной, а он сходится с нею на протяжении пятнадцати лет, и если за этот срок она не забеременеет, он оставляет ее. Немногочислен народ брахманов. Вот какова их жизнь и обычаи.
Во многих средневековых источниках брахманы превратились в рахманов. Например, в "Повести временных лет":
Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы.
В западной Украине, Молдавии и Румынии эти рахманы вошли местный фольклор - это люди, ведущие праведную аскетическую жизнь на недоступных блаженных островах. В Румынии и Молдавии их еще называют "блажены". Но на этих островах не знают, когда Пасха, узнают это только, когда к ним приплывают скорлупки крашенных яиц. Поэтому положено отправлять их по воде. Через 4 недели после Пасхи - рахманский велыкдень, когда рахманы празднуют пасху, и крестьянам нельзя работать.
Есть средневековый апокриф "Хождение Зосимы к Рахманам". Он, судя по всему, написан по-гречески в византийской Палестине, но есть и его славянский перевод. И славянский текст, и современный русский перевод можно прочитать вот в этой статье.
В истории рассказывается о пустыннике Зосиме, которому за праведную жизнь дозволили побывать неделю в стране рахманов. После долгого и полного чудес путешествия по пустыне Зосима добирается до огромной непреодолимой реки, посреди которой еще и стоит облачная стена до небес.
Специально для Зосимы на берегу вырастает огромное дерево, а на другом берегу - еще одно такое же дерево, они наклоняются друг к другу, и таким образом Зосима переходит в страну рахманов.
Оказывается, что Зосима - пустынник и праведник в "суетном" мире - не дотягивает до обычаев "блаженного" мира:
И изнемог я духом и телом, и взмолился я к человеку Божьему, у которого жил, и сказал ему: «Молю тебя, брат, если кто придет, скажи им: ‟Нет его здесьˮ, чтобы я поспал немного». И возопил человек Божий, и сказал: «Искушение Адама появилось среди нас. Ибо этого Адама и Еву обманул дьявол, мой же (вверенный мне) человек тихо лжет: будучи здесь, велит мне лгать, чтобы сказал я: ‟Нет его здесьˮ».
Зосиму чуть не изгоняют, но все же сменяют гнев на милость и дозволяют побыть неделю, чтобы познакомиться с их обычаями.
В ответ на его вопрос они рассказывают о своем происхождении: рахманы - это рехавиты, жившие в Иерусалиме во времена Иеремии.
Кто такие рехавиты? (См. мой старый пост).
В 35 главе Ирмияху рассказывается, как Ирмияху приводит в Храм потомков Ионадава бен Рехава и велит им выпить вина. Но они отказываются:
Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки;
и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками».
<..>
И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, – мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши, –
и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева;
а живем в шатрах и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш.
Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришел в землю сию, мы сказали: «пойдем, уйдем в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев», и вот, мы живем в Иерусалиме.
Ирмияху приводит их верность завету отцов в пример народу Израиля. Ирмияху говорит, что в награду за верность завету предка род Ионадава бен Рехава никогда не пресечется. И Талмуд (Иер. Таанит 4) говорит, что р. Халафта - из потомков Ионадава бен Рехава.
Кто такой Ионадав бен Рехав?
Он упоминается за 250 лет до Ирмияhу в Млахим 2:10, как участник и союзник царя Йеhу в кровавом перевороте, расправе с потомками Ахава и поклонниками Баала.
Мидраши связывают рехавитов со стихом из Диврей хаЯмим 1:2:55:
И семьи писцов, сидящих в Яабеце: тиратим, шиматим, сухатим. Это кениты, произошедшие от Хаммата, отца дома Рехава.
Таким образом, рехавиты - это одно из семейств кенитов, т. е. по мидрашу потомков Итро - тестя Моше. По тексту получается, что рехавиты живут в шатрах, не сеют и не пашут, потому что их предок завещал им продолжать жить как бедуинам.
Но Мидраш, конечно не довольствуется таким объяснением, а говорит, что они не пьют вина в знак траура по Храму. Как траура, за 250 лет до Ирмияху?! - В знак траура по будущему разрушению Храма.
А в истории Зосимы - новое переосмысление. Воздержание рехавитов - не только траур, но и аскетизм. В истории Зосимы рассказывается, что после истории, описанной у Ирмияhу, пришел новый царь, который поместил их в темницу, но ангел чудесным образом их спас и привел в блаженную страну, где они живут по сей день и молятся о жителях суетного мира.
Но на этом история не заканчивается, а описывает круг. Есть средневековая еврейская книга "Ма’асе Александрос" - перевод с греческого "Романа об Александре". В греческом тексте говорится:
И после двух дней пути он пришел в страну, где не светит солнце. Это знаменитая Страна Блаженных.
А в "Ма’асе Александрос":
И Александр пришел в страну тьмы. где не светит солнце, потому что он хотел прийти и увидеть там людей, которых называют макари (μακάριοι=благословенные) - это сыновья Ионадава бен Рехава.
Специалист по "Хождению Зосимы" Ронит Никольски считает, что это пришло оттуда.
Я сознательно но обсуждаю здесь смежный сюжет - десять колен, живущих то ли за горами тьмы, то ли за рекой Самбатион.
Таким образом мне стало понятно, что изображено на картинке, которую я недавно приводил и задавал вопрос (спасибо уважаемому

В верхней части - встреча Александра с Диндином, руководителем брахманов. В средней - его встреча с гимнософистами. А в нижней - сцена, когда Ирмияhу велит рехавитам выпить вина. Теперь мы понимаем, как эти картинки связаны.