В трактате Санhедрин 26а-26b рассказывается история о том, как Рабби Хия бар Зарнуки и Рабби Шимон бен Йеhоцадак отправились в город Асию обсуждать вопрос о високосном годе. Из дальнейшего контекста понятно, что дело происходит в седьмой год, который обычно не делают високосным, так что похоже, что они отправились на теоретическую конференцию, посвященную этому вопросу. Да и город Асия (עסיה), похоже, за пределами Эрец Исраэль, где не принимают решений о високосном годе.
По дороге они встретили Р. Шимона бен Лакиша (Реш Лакиша) и тот решил их проводить и посмотреть на процедуру принятия решения. Реш Лакиш увидел человека, который пахал в седьмой год, и обратил на это внимание своих попутчиков. Но они сказали: «А он может сказать, что он наемник на поле, принадлежащем нееврею [и поэтому может пахать в седьмой год]». Реш Лакиш указал им на человека, который подстригал виноград в седьмой год. И тут они сказали, что, может быть, ему нужна лоза для разрешенной цели.
- Сердце знает, для разрешенной или для запрещенной, - сказал Реш Лакиш. <перевод не совсем точный, желающие могут посмотреть в оригинале>.
- Вот тяжелый человек! (טרודא הוא דין) – воскликнули Рабби Хия бар Зарнуки и Рабби Шимон бен Йеhоцадак, и, когда пришли на место, поднялись на чердак, где должно было происходить обсуждение, и убрали лестницу, чтобы Реш Лакиш не мог принять участие в заседании.
Возмущенный Реш Лакиш пошел к Рабби Йоханану.
- Разве могут люди, исполнение которыми заповеди седьмого года вызывает опасение, решать вопрос о високосном годе? – сказал он.
Потом добавил:
– Конечно, была история, как пастухи рассказали мудрецам приметы месяца Адар, и мудрецы прислушались к их мнению и назначили високосный год.
А потом добавил еще:
- Но здесь же совсем другое. Это же просто заговор негодяев, а заговор негодяев не входит в счет! (קשר רשעים הוא וקשר רשעים אינו מן המנין)
- Вот он корень зла! (דא עקא) - воскликнул Р. Йоханан (Раши : то, что ты их называешь קשר רשעים – это корень зла).
Через некоторое время Р. Хия бар Зарнуки и Р. Шимон бен Йеhоцадак пришли к Р. Йоханану с претензией.
- Нас тут назвали пастухами крупного скота, а господин промолчал?! – сказали ему.
- Даже если бы он назвал вас пастухами овец [которые подозреваются в том, что воруют на чужих полях, то есть воруют], что мне было сказать?
То есть Р. Иоханан осудил поведение Р. Хия бар Зарнуки и Р. Шимон бен Йеhоцадака, хотя и не согласился с Реш Лакишем, что это заговор негодяев.
После этой драматической истории Гемара задает вопрос: а что же такое заговор негодяев? И отвечает – это как Шебна (שבנא).
Шебна – это важный придворный при дворе царя Хизкиаhу, который несколько раз упоминается без всяких оценок в контексте войны с Санхерибом (Млахим II 18-19, Ишаяhу 36-37). Кроме этого, Ишаяhу (гл. 22) обращается к Шебне с не очень понятными упреками и угрозами:
15 Так сказал Господь Бог Цваот: ступай, или к этому царедворцу, к Шебне, который ведает домом.
16 Что здесь у тебя и кто здесь у тебя, что ты высек себе здесь гробницу. Он высекает себе гробницу на возвышенности и обиталище вырубает себе в скале.
17 Вот, Господь швырнет тебя богатырским броском и взовьет тебя (вихрем).
18 Он совьет тебя в клубок, покатит, как шар, в землю обширную; ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, (о), позорище дома господина твоего! (пер. Иосифона)
Из всего этого Гемара рассказывает следующую историю:
Шебна проповедовал перед 130000 последователей, а Хизкиаhу – перед 110000 последователей. Шебна привязал к стреле и послал Санхерибу письмо следующего содержания: «Шебна и его партия за мир, а Хизкиаhу и его партия – против». Хизкиаhу был очень обеспокоен, зная, что его противники в большинстве. Он опасался, что הקב"ה тоже примет точку зрения большинства и, раз большинство сдается, ему тоже надо сдаться. Пришел пророк и сказал ему: (Ишаяhу 8:12)
«Не считайте заговором то, что народ этот считает заговором»
לא-תאמרון קשר, לכול אשר-יאמר העם הזה קשר
Это – заговор негодяев (קשר רשעים), а заговор негодяев не входит в расчет.
Мидраши, кстати, несколько меняют содержание письма Шебны:
«Я и все жители Иерусалима хотим тебя, а Хизкия и Ишаяhу не хотят» (Ваикра Раба 5)
«Хизкия и Ишаяhу не дают нам с вами помириться» (Мидраш Тhилим к псалму 11).
Конец Шебны, по Гемаре, был плачевным. Когда он вместе со своими сторонниками направился к Санхерибу, Гавриэль закрыл перед ними ворота, и Шебна пришел к Санхерибу один.
- А где же твои сторонники? – спросили его.
- Разбежались.
- Ты что, смеешься над нами? – сказали они. Привязали его за ноги к хвостам лошадей и пустили по камням и колючкам.
Хотелось бы, однако, задать вопрос – что именно делает партию Шебны заговором злодеев? Особенно по сравнению с поведением Р. Йоханана бен Заккаи. Ответов может быть несколько:
1. Мотивы. И действительно, мидраши подчеркивают, что Шебна был то ли первосвященником, то ли אמרכל – управляющим Храмовым хозаяством, и наживался, соответственно, то ли на жертвах, то ли на Храмовом имуществе. Гемара говорит – שבנא בעל הנאות היה – Шебна любил удовольствия (Раши : то ли был сибаритом, то ли это намек на нетрадиционную ориентацию).
2. Что-то, что отличало войну с Санхерибом от войны с войны с Веспасианом и делало невозможным примирение. И такой элемент тоже можно найти в речи военачальника Равшакая (Млахим II 18:31): «…так сказал цари Ашшурский: заключите со мною мир, и выйдите ко мне, и каждый будет есть (плоды) виноградника своего и смоковницы своей, и каждый будет пить воду из колодца своего. Пока я не приду и не возьму вас в страну, такую же, как и ваша страна, в страну зерна и вина, в страну хлебов и виноградников, в страну олив, дающих масло, и меда; и будете жить, и не умрете».
То есть, если верить этим обещаниям, будет предоставлена возможность индивидуального благополучия за границей, но жизни народа как единого целого в Эрец Исраэль придется забыть.
3. И наконец, возможно, был важный элемент в поведении Р. Йоханана бен Заккаи, который отсутствовал у Шебны.
- Если я царь, - сказал Веспасиан Р. Йоханану бен Заккаи, - то что же ты раньше не приходил?
- Головорезы (ביריונים) не пускали…
Сказал Веспасиан:
- Если змея обвила бочонок с медом, неужели же не пожертвуешь медом, чтобы уничтожить змею?! И Р. Йоханан бен Заккаи промолчал. Мудрецы последующих поколений, то ли Рав Йосеф, то ли Рабби Акива, говорили, что הקב"ה отнял у него разум, и что надо было ему сказать: «Снимают змею и спасают мед». Но почему-то Р. Йоханан бен Заккаи не мог так сказать. Видимо, разделение на змею и мед ему давалось сложнее, чем Шебне.