hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Наткнулся на захватывающую судебную историю в Англии 1781-1783 гг. Она, говорят, известная, но я не знал.

Был английский корабль под названием Зонг. В августе 1781 г. в Аккре - теперь Гана - он взял на борт 442 рабов. Это было очень много для такого небольшого корабля, в 2.5 раза больше, чем обычно, но владельцам корабля позарез были нужны деньги, а капитану хотелось отличиться в первом рейсе. Корабль должен был отвезти рабов на Ямайку.

В пути капитан слег и не управлял кораблем. В какой-то момент с корабля увидели Ямайку, но капитан принял ее за Испаньолу  - Гаити, и проплыл мимо. Спохватился только через несколько дней, когда понял, что надо плыть 300 миль обратно против ветра, и это займет 10 дней. Воды на корабле было в обрез.

Рабы и так уже умирали, умерло 67 человек. Корабль и груз рабов были застрахованы, но смертность рабов страховка не покрывала. И у капитана возникла идея. В страховке был пункт, что, если капитан вынужден был сбросить в море часть груза, чтобы спасти остальной груз, то это покрывается страховкой. Капитан решил применить этот пункт к грузу рабов. В течение последующих нескольих дней команда действительно сбросила в море три группы, в общей сложности 142 человека.

Вскоре после прибытия на Ямайку капитан умер, а судовладелец потребовал денег у страховой компании. Та отказалась, и дело дошло до суда в Англии.

О процессе узнал известный черный активист и писатель-борец против рабства Олауда Эквиано, он же Густав Васса, и сообщил о нем главному английскому борцу против работорговли Гренвиллу Шарпу. Тот выступил в суде и сказал, что виновных нужно, собственно, судить в предумышленном убийстве 142 человек. Так же считала и страховая компания.

Daniel_Orme,_W._Denton_-_Olaudah_Equiano_(Gustavus_Vassa),_1789 800px-Granville_Sharp_(Hoare_memoire)

Но присяжные решили иначе. Как объяснил судья при объявлении приговора:

Нет сомнений (хотя это сначала и шокирует) что дело о рабах равносильно делу о лошадях, выброшенных за борт…Вопрос состоял в том была ли абсолютная необходимость выбрасывать их за борт для того чтобы сохранить остаток груза...

Приговор был оспорен в более высокой инстанции, Шарп по-прежнему настаивал на том, что виновных надо судить за убийство. Но высшая инстанция не рассматривала убийство. Она рассматривала тяжбу со страховой компанией.

На суде всплыли новые обстоятельства. Выяснилось, что, когда выбрасывали в воду третью группу, полил дождь, и воды было вдоволь: когда корабль пришел на Ямайку, воды было полно. Учитывая это, а так же то, что нехватка воды произошла из-за ошибки капитана, суд решил дело в пользу страховой компании.

Но дело, как говорится, получило резонанс, хотя и не сразу. Шарп и квакеры стали бороться против работорговли. И в 1788 г. был принят первый закон - не запрещающий работорговлю, это было только в 1807 г., - но ограничивающий количество рабов на корабле примерно в 2.5 раза по сравнению с тем, что было на Зонге.

А про дальнейшую деятельность Шарпа я, Бог даст, еще напишу.
Tags: история
Subscribe

  • (no subject)

    Очень старые мои посты про ядовитых моллюсков рода Conus и про тетродотоксин.

  • (no subject)

    По долгу службы заинтересовался такой вещью, как бактериальный пластик. Есть бактерии, которые в определенных условиях питания производят…

  • (no subject)

    Оказывается, не такая уж редкая вещь, что рождается ребенок уже с зубом или с несколькими зубами. По разным исследованиям, это происходит с частотой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments