hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

История ареста р. Элиэзера по обвинению в христианстве описана несколько раз с небольшими вариациями. Приведем ее, как она описана в Авода Зара 16а.

 
 
Когда арестовали р. Элиэзера <по обвинению> в ереси <христианстве>. Вывели его на суд на помост. Сказал ему hегемон:
 
- Старец, как ты, занимается такими пустыми делами!?
 
Ответил р. Элиэзер:
 
- Я доверяю судье.
 
Он подразумевал только небесного Судью, <но сознательно сказал двусмысленно, чтобы начальник отнес это на свой счет>.
 
Сказал <судья>:
 
- Поскольку я тебе верю, димус [dimissus]отпущен!
 
Р. Элиэзер вернулся домой, собрались ученики и стали утешать его. Но он никак не мог утешиться. Сказал ему р. Акива:
 
- Рабби! Позволь мне сказать одну вещь из того, чему ты меня учил!
 
- Говори!
 
- Может быть, пришел к тебе какой-то элемент ереси <христианства> и понравился тебе, и за это ты был арестован?
 
Сказал ему <р. Элиэзер>:
 
- Акива! Ты напомнил мне! Однажды я шел по верхнему рынку в Циппори и повстречал человека по имени Яаков из Кфар Сахния <вроде бы, нынешний Сахнин в Галилее>. Спросил он меня: «Сказано в вашей Торе (Дварим 23:19) : "Не вноси платы распутной женщины и выручки за пса в храм Бога…" Можно ли использовать <эту плату> на строительство туалета для первосвященника?» Я ничего ему не ответил. Сказал он мне: « Так учил меня <кто, вырезано цензурой, но в бесцензурных изданиях сказано>: "То, что пришло из платы шлюхи, пойдет на плату шлюхе. То что вышло из мерзости, пойдет на мерзость". Мне понравились его слова, и из-за этого я был обвинен в ереси.
 
Авода Зара 16а
תנו רבנן כשנתפס ר"א למינות העלהו לגרדום לידון אמר לו אותו הגמון זקן שכמותך יעסוק בדברים בטלים הללו אמר לו נאמן עלי הדיין כסבור אותו הגמון עליו הוא אומר והוא לא אמר אלא כנגד אביו שבשמים אמר לו הואיל והאמנתי עליך דימוס פטור אתה כשבא לביתו נכנסו תלמידיו אצלו לנחמו ולא קיבל עליו תנחומין אמר לו רבי עקיבא רבי תרשיני לומר דבר אחד ממה שלימדתני אמר לו אמור אמר לו רבי שמאמינות בא לידך והנאך ועליו נתפסת אמר לו עקיבא הזכרתני פעם אחת הייתי מהלך בשוק העליון של ציפורי ומצאתי אחד ויעקב איש כפר סכניא שמו אמר לי כתוב בתורתכם לא תביא אתנן זונה [וגו'] מהו לעשות הימנו בהכ"ס לכהן גדול ולא אמרתי לו כלום אמר לי כך לימדני [כי] מאתנן זונה קבצה ועד אתנן זונה ישובו ממקום הטנופת באו למקום הטנופת ילכו והנאני הדבר על ידי זה נתפסתי למינות
 
 
История делится на две части: суд и история диалога с Яаковом из Кфар Сахния. Что нам понятно про суд?
 
  1. Р. Элиэзер был обвинен именно в христианстве.
 
  1. При этом он не мог оправдываться, просто объясняя, что он не имеет отношения к христианству.
 
  1. Для оправдания он вынужден был сделать двусмысленное заявление, воспринятое судьей не в том смысле, который имел в виду р. Элиэзер.
 
  1. Что-то очень огорчало р. Элиэзера. Возможно несколько вариантов:
 
    1. Сам факт обвинения именно в христианстве. В этом ключе отвечает р. Акива. В Коhелет Раба 1:24 так прямо и сказано.
 
    1. Непонимание, за какие грехи свалилась на него такая беда.
 
    1. Двусмысленное заявление, которое он был вынужден сделать и которое кто-то мог воспринять совсем не так.
 
Когда могла происходить эта история?
 
Есть несколько упоминаний о специфических гонениях на христиан. Первое из них – при Нероне, еще до разрушения Храма, в 65 году, - исключается. Р. Элиэзер был тогда молодым человеком, а пятидесятилетнему р. Акиве еще было далеко до первого ученика. Потом была война, и хватали отнюдь не за христианство. Р. Элиэзер и р. Иеhошуа вынесли р. Иоханана Бен Заккаи из осажденного Иерусалима (и, возможно вернулись туда). Иудео-христиане как раз гордились тем, что благодаря прозорливости своего руководства заблаговременно эвакуировались за Иордан.
 
С другой стороны, судя по всему, это было до отлучения р. Элиэзера – иначе как бы собрались ученики, включая р. Акиву. Считается, что р. Гамлиэль умер в 118 году. Отлучение, стало быть, было раньше – может быть, за несколько лет.

В 115-116 году началось большое еврейское восстание в Киренаике, потом распространившееся на Египет и Кипр. В Иудее было относительно спокойно, хотя упомянутая в Талмуде казнь братьев Лулиануса и Папоса то ли в Лоде, то ли в Лаодикее, по некоторым мнениям, отражает эту историю.
 
 
В конце правления Домициана (81-96) была предпринята попытка уничтожить всех потомков Давида, может быть, в рамках общего преследования аристократов, которое он осуществлял и в Риме. Евсевий, цитируя Егезиппа, пишет так:
 
«Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат привел их к кесарю Домициану: тот боялся, так же, как и Ирод, пришествия Христа. (2) Он спросил их, не из рода ли они Давидова; они сказали, что да. Тогда спросил, какое у них состояние и сколько денег у них в распоряжении. Они сказали, что у них, у обоих, имеется только девять тысяч динариев, из которых каждому причитается половина; они у них не в звонкой монете, а вложены в тридцать девять плетров земли. Они вносят с нее подати и живут, обрабатывая ее своими руками. (3) Затем они показали свои загрубелые руки в мозолях, свидетельствовавшие о тяжком труде и непрестанной работе. (4) На вопрос о Христе и Его Царстве, что это такое, где и когда оно явится, они ответили, что оно не от мира и будет не на земле, а на небе с ангелами и явится при свершении века, когда Христос, придя во славе, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому за его жизнь. (5) Домициан, не найдя в них вины, презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу, а гонение на Церковь прекратил указом. (6) Освобожденные стали во главе Церквей как мученики и как происходящие из рода Господня. Времена настали мирные, и они дожили до воцарения Траяна».
 
Нет никаких данных, что в этот период преследовали христиан как религиозную группу. Мы также не знаем ничего о принадлежности р. Элиэзера к потомкам Давида. Он был богатым человеком, и если бы его арестовали по этой статье, его бы не сочли деревенщиной.
 
Следующий этап гонений, специфических по отношению к христианам, приходится на правление Траяна (98-117). По разным оценкам, в период 104-109 гг. Плиния Младшего как раз назначили тогда губернатором Вифинии (Черноморское побережье Малой Азии), и он при всяком удобном случае писал письма Траяну и советовался с ним. Письма широко сохранились как образец эпистолярного жанра. В частности, он советуется с Траяном, как правильно вести дела по обвинениям в христианстве.
 
Плиний императору Траяну.
Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или наставить в неведении?
Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. (2) Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.
Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. (3) Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство (4) Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.
(5) Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
(6) Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.
(7) Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. (8) Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.
(9) Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. (10) Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.
97
Траян Плинию.
Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. 

Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.
Плиний, среди прочего, дает объяснение преследованию – это часть более широкой кампании Траяна против тайных организаций. Ни Плиний, ни Траян не упоминают иудеев, хотя совершенно очевидно, что указанная формула отречения для иудеев абсолютно неприемлема. Возможно, в Вифинии проблема иудеев не стояла остро. Но что преследования были и в Иудее, мы знаем все от того же Евсевия, снова цитирующего Егезиппа.
"Некоторые из этих еретиков донесли на Симеона, сына Клеопова, что он потомок Давида и христианин. Так он и пострадал, ста двадцати лет от роду, при императоре Траяне и консуле Аттике".
 
…Среди глубокого мира в Церкви дожили они до кесаря Траяна, до того времени, когда сын дяди Господа, вышеупомянутый Симеон, сын Клеопов, оклеветанный еретиками, был при консуле Аттике так же обвинен и в том же самом. Мучимый в течение многих дней, он потряс своим непоколебимым исповеданием Христа всех, и в особенности консула, который спрашивал себя: как старик ста двадцати лет выносит все эти мучения? Его распяли".
 
 
Понятно, что формула в Иудее должна была отличаться от описанной Плинием, иначе бы гонения были повсеместными, чего история, вроде бы, не сохранила. Но, возможно, она все же содержала какие-то недопустимые идолопоклоннические элементы. Если так, то понятно, что р. Элиэзер чудом выкрутился, сказав двусмысленную формулировку. И, если это так, понятно его огорчение: окружающие могли понять его формулировку по-другому.
 
Tags: гемара, еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Пришел по СМС опросник к выборам: Голосуем за <Смотрича> - наберите 1 Колеблемся - наберите 2 Не заинтересован в правом правительстве - 3 Я…

  • (no subject)

    Amnesty International объявила, что она отказывает Навальному в праве называться узником совести, в связи с тем, что в прошлом он позволял себе hate…

  • 7 лет назад

    Господа юнкера, кем вы были вчера...

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments