hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Почему-то на мои последние посты о взаимодействии таннаим с иудео-христианами приходит мало комментов. А мне эта тема кажется очень интересной. Биологу всегда интересно, как это из одного вида образуется два совершенно изолированных. Тем более, когда период разрыва приходится на очень короткую эпоху, исключительно важную для нашей истории.
 
Впрочем, несколько важных комментов было. Юзеры nomen_nescio и siegmund_kafka в один голос заверили меня, что тот факт, что Бил'ам в мидраше (и сами знаете кто) прожили 33 года, имеет непосредственное отношение к тому, что 33 года прожил прототип всех античных безвременно погибших героев – Александр.
 
Юзер reu_k сказал, что историю про арест р. Элиэзера надо воспринимать как юмористическую. Действительно, рассуждения Яакова из Кфар Сахнайа надо, видимо, воспринимать как пародию. Чего нельзя сказать о первой части рассказа – аресте р. Элиэзера и истории его оправдания. Искать ее историческую привязку мне кажется совершенно уместным. И детали, описанные Плинием и Евсевием, мне кажется, позволяют ее сделать.
 
Позволю себе высказать свою точку зрения на то, на какой почве происходил разрыв. Буду рад услышать feedback.
 
Кажется, что разрыв не происходил на почве мессианства: нет ничего заведомо разрывающего в том, что некоторая группа считает своего учителя Машиахом, а также рассказывает, что он к ним является после смерти. Деяния, описывая суд над учениками, отмечают оправдательную точку зрения р. Гамлиэля Старшего в противовес саддукейскому большинству. Средневековым христианам это казалось настолько диким, что они приписали р. Гамлиэлю переход в христианство и перенесли его останки в Пизу.
 
Нет убедительных доказательств, что христиане той эпохи обожествляли основателя своей религии.
 
Разрыв усиливается Павлом, и касается он проблемы гиюра. В наших терминах можно сформулировать точку зрения Павла следующим образом.
 
Поскольку наступили мессианские времена, пришло время принимать не только герей цедек (принимающих на себя все заповеди), но и герим тошавим (принимающих на себя только заповеди бней Ноах). Именно это разделяло иудео-христиан, требующих от геров принятия заповедей, и павлиан, не требующих от геров принятия заповедей, а связывающих гиюр с окунанием в микву (טבל ולא מל). Постепенно миква оторвалась от земли и превратилась в купель, но не знаю, было ли это уже в ту эпоху.
 
Результатом облегченного гиюра стали общины, где едва ли не большинство составляли неевреи. Включение р. Гамлиэлем брахи против еретиков в молитву, надо полагать, углубило разрыв, но не очевидно, что довело его до конца.
 
Разрыв усилился после восстания Бар-Кохбы. Евсевий пишет о том, что Бар-Кохба преследовал христиан. Заметим в скобках, может быть, в связи с собственными мессианскими претензиями.
 
С другой стороны, римляне, расправляясь с Иудеей, не очень-то выделяли иудео-христиан. В результате получились общины, состоящие уже из одних неевреев. Важный источник этой эпохи – Юстин. Он – грек, уроженец Шхема, крестившийся через несколько лет после окончания восстания, то есть уже не видевший своими глазами довоенных общин.
 
Весь его диалог с Трифоном-иудеем (бежавшим от войны из Иудеи в Коринф) посвящен уже новой теме. По мнению Юстина, и евреям уже не надо выполнять эти заповеди (но, если они по отсталости продолжают их выполнять, так уж и быть. Лишь бы неевреев не заставляли).
 
Если кто по слабости духа захочет соблюдать и некоторые, какие можно ныне, из постановлений Моисея, данных по нашему мнению ради жестокосердия вашего, и при этом будет уповать на Христа и исполнять вечные и естественные правила справедливости и святости, жить с христианами и верующими, но как я уже сказал, не будет склонять их обрезываться, как он сам, соблюдать субботы и другое подобное, то, я думаю, таких должно принимать и иметь общение во всем с ними, как с родственниками и братьями. Если же, Трифон,  -  говорил я,  -  кто из рода вашего говорит, что он верует в этого Христа, но всячески принуждает уверовавших во Христа язычников жить по Закону Моисееву или не хочет иметь общения с ними в жизни, то таких и я не принимаю. Впрочем, думаю, что могут спастись те, которые убеждены ими соединять с исповеданием Христа Божия и соблюдение Закона. Но никаким образом, по моему мнению, не спасутся те, которые, уверовавши и признавши Его Христом, по какой-нибудь причине обратились к иудейскому Закону, отвергли Христа и не покаялись прежде смерти. Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнем.
 
То есть Юстин формулирует (и это самый ранний источник) разрыв между христианами и эбионитами. Название это впервые сформулировано несколько позже у Иринея (он только родился в 130 г.)
 
Евиониты … пользуются только евангелием Матфея, отвергают апостола Павла, называя его отступником от закона. Относительно пророческих писаний, они стараются объяснять их замысловато; совершают обрезание, соблюдают обряды закона и образ жизни иудеев, так что покланяются Иерусалиму, как будто он был домом Божиим.
 
Для Иринея, конечно, эбиониты - это уже совершенные еретики.
 
Но, однако же, еще в 387 г. (то есть за 4 года до того, как Феодосий в 391 г. объявил христианство государственной религией) в Антиохии Иоанн Златоуст выступает против христиан, не видящих ничего зазорного в посещении синагог.
 
У жалких и несчастных иудеев наступает непрерывный ряд праздников: трубы, кущи, посты; а многие из тех, которые считаются нашими и говорят о себе, будто веруют по-нашему, одни ходят смотреть на эти праздники, а другие даже участвуют в праздниках и постах иудейских.
 
…Знаю, что многие уважают иудеев и нынешние обряды их считают священными, потому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение. Я сказал, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка…
 
…А лучше сказать: синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей…
 
…Ибо за три дня пред этим - поверьте, не лгу - я видел, что какой-то негодяй и безумец, выдающий себя за христианина (не могу назвать истинным христианином отважившегося на такой поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную женщину войти в синагогу еврейскую и там поклясться по спорному между ним и ею делу. Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насилие, говоря, что ей, причастнице Божественных Тайн, не подобает идти в такое место, то я, возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не дозволил влечь ее на такое преступное дело, но освободил от этого нечестивого принуждения.
 
…Когда же, поговорив много и долго, изгнал я из души его ложную мысль (важности синагоги), то спросил его и о причине, по которой он, оставя церковь, влек эту женщину в еврейское сборище. Он отвечал, что многие сказывали ему, будто клятвы, там даваемые, особенно страшны.
Tags: еврейская история, история
Subscribe

  • Пост 10-летней давности к 130-летней годовщине 1 марта

    Этому царствованию предшествовал длительный период застоя, с всё усиливающейся реакцией. Несмотря на то, что государство тратило все силы на…

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Пост 10-летней давности к 130-летней годовщине 1 марта

    Этому царствованию предшествовал длительный период застоя, с всё усиливающейся реакцией. Несмотря на то, что государство тратило все силы на…

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…