После вторжения 1968 г. в Чехословакию несколько европейских коммунистических партий - те, которые были настоящими политическими партиями, а не креатурой Москвы - публично осудили вторжение и заявили о своей приверженности европейским ценностям. Резче всех выступил лидер итальянской компартии Берлингуэр. С этих выступлений начался процесс, названный еврокоммунизмом.
В 1978 г., впервые в истории Италии, коммунисты должны были войти в коалиционное правительство во главе с христианским демократом Андреотти. В переговорах с коммунистами главную роль играл бывший премьер-министр Альдо Моро.
16 марта 1978 г. Альдо Моро в сопровождении 5 охранников на двух машинах ехал из дома на голосование о создании этого самого коалиционного правительства с коммунистами. На улице им неожиданно перегородила дорогу машина. Автомобиль Моро столкнулся с ней, а охранники врезалась в машину Моро сзади.

Из машины выскочило несколько вооруженных людей, к ним присоедилилась еще группа в форме летчиков, сидевшая в соседнем кафе, в общей сложности 11 человек. Они мгновенно перестреляли всех охранников (только один успел открыть огонь), схватили Альдо Моро, запихнули его в свою машину и скрылись. На соседней улице они пересели в другую машину. Телефонная линия во всем районе оказалась отключена, ни камер, ни мобильных телефонов тогда не было.

Похитители проявились через несколько дней, сказали, что они - коммунистическая организация "Красные бригады", что они возмущены оппортунизмом компартии. Невозможно сказать, чтобы они выдвинули требования, потому что то, что они выдвинули - вроде "отказаться от империализма и власти международных корпораций", нельзя назвать требованиями. Помимо этого, они требовали выпустить каких-то арестованных своих, но итальянское правительство сразу объявило, что не вступает ни в какие переговоры с террористами.
Полиция сбилась с ног, но похищенный Альдо Моро как в воду канул. А между тем от него приходили письма жене, премьер-министру Андреотти, римскому папе. "Красные бригады" сказали, что об сознался в преступлениях против народа, и что его будут судить народным судом. Полиции так и не удалось найти Моро, пока, через 55 дней после похищения, его труп не был найден в припаркованной машине в центре Рима.

Это все была преамбула, а теперь перейдем к амбуле.
2 апреля 1978 г. три молодых профессора Болонского университета - все они впоследствии сделали политическую карьеру до уровня министра или даже выше, между прочим, разных политических направлений - провели спиритический сеанс. Они вызвали дух недавно умершего политика Ла Пира и стали его спрашивать, где искать Моро. Получили ответ: Градоли - город на север от Рима. Провели еще несколько сеансов - ответ про Градоли повторялся.
Самый старший из профессоров - Романо Проди - сообщил о сеансе министру полиции. Тот отнесся к сообщению серьезно, и 6 апреля полиция перерыла городок Градоли, но никаких следов "Красных бригад" в нем не обнаружила.

Проди в 1978 г. и сейчас
Однако 18 апреля полиция совершенно случайно наткнулась на квартиру, служившую базой "Красным бригадам", на виа Градоли 96 в Риме: квартира была пуста, и оттуда протекло на соседа.
Моро, как я уже говорил, так и не спасли. Вокруг этого дела есть множество конспиративных теорий, но вроде бы считается общепринятым, что Проди воспользовался спиритическим сеансом, чтобы передать информацию, источник которой он не мог назвать.
В 1997 г. бывший премьер-министр Андреотти сказал под присягой, что Проди сообщил ему об источнике - анархистско-коммунистической организации Autonomia Operaia, и что министр полиции тоже знал об источнике.
В начале 1990 гг сотрудник КГБ Митрохин бежал на Запад и вывез с собой микрофильм с 16,000 документов - в основном о связях КГБ с разнообразными западными политиками. Документы стали достоянием гласности, но ни в одной стране не привели к политическому взрыву, какого можно было ожидать. С одной стороны, многие из упомянутых в этом списке - уважаемые столпы общества, в основном левой его стороны. С другой - такое впечатление, что это не было новостью. До Израиля новость и вовсе дошла с опозданием в 20 лет, и тоже большого шума не произвела. Ну, Моше Снэ... А что, кто-то сомневался? И понятно, что пока его сын Эфраим Снэ был уважаемым министром, об этом не вспоминали.

Моше и Эфраим Снэ
Видимо, что-то аналогичное было и во Франции. В списке был Эстье - сенатор и правая рука Миттерана. Он, разумеется, все отрицал, официального расследования не было, но вспомнили, что в свое время Миттеран упирался и, не объясняя причин, не соглашался назначить Эстье на важные министерские должности.

Клод Эстье
Самый большой скандал был в Италии, где митрохинский список называл Проди, в тот момент президента Европейской комиссии. Там в 2002 г. была создана официальная комиссия по расследованию, она не нашла доказательств, помимо упоминания в архиве Митрохина, который она сочла ненадежным источником. Комиссия продолжала работать до 2006 г. (в 2006-2008 гг. Проди был уже премьер-министром Италии). Помимо архива Митрохина, о связях Проди с КГБ говорил Литвиненко (он-де слышал об этом от начальника московкого управления ФСБ Трофимова, застреленного в 2005 г.). После убийства Литвиненко об этом еще раз заговорил Марио Скарамелла - какая-то темная личность, близко связанная с Литвиненко.
Ну, в общем, дело в очередной раз заткнули, Скарамеллу посадили - я не смог понять, за что - а Проди ушел в отставку в 2008 г. Теперь служит начальником какой-то комиссии ООН по каким-то вопросам, не имеющим к нам отношения.