hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Мидраши на фресках из Дура-Эвропос

В 303 г. до н.э. Селевк I Никатор основал крепость на берегу Евфрата и заселил ее македонскими поселенцами. Крепость называлась просто Дура (по-арамейски "поселение"), или Дура-Эуропос ("европейское", т.е. македонское поселение). В 113 г. до н.э. город захватили парфяне, и он превратился в богатый международный и мультикультурный торговый город. Археологи нашли в нем надписи на 11-12 языках. В 114 г. н. э. его ненадолго захватил Траян, но потом он снова перешел к парфянам, пока в 161-166 гг его не захватил Луций Вер. В 256 г. Шапур I осадил, и после нескольких месяцев осады захватил город, жителей частично перебил, частично переселил, а город с тех пор остался в развалинах.

ABRMAWR_SITE_10312519905
Среди многочисленных языческих храмов, в Дура-Эуропос была синагога и христианская церковь (на плане, соответственно, L7 и M8). Они обе примыкали к городской стене, и потому при осаде города были полностью засыпаны песком, чтобы таким образом укрепить стену. Поскольку после этого город был разрушен, песок никто не вынул, и внутреннее помещение, включающее все фрески, простояло сохранным до 1932 г., пока его не раскопали французские археологи. Они даже не сразу поняли, что это - синагога, и все фрески - на библейские сюжеты.

Dura-West-Wall-and-Torah-Niche

Все фрески были перевезены в музей в Дамаск, где по счастью и хранятся до сих пор, потому что все, что не было перевезено, было тщательно разрушено ИГИЛом, пока он правил городом, не из фанатизма, не подумайте, а для продажи на черном рынке.

Как бы то ни было, в музее хранятся около 70 фресок с разными сюжетами из ТаНаХа. Самая последняя надпись в синагоге датирована 244 г., в любом случае синагога была засыпана в 256 г. - т. е. во времена если не Мишны, то первых амораим.

Давайте посмотрим некоторые из них.

Elijah_challenging_the_prophets_of_Baal

Вот, например, три картины, посвященных Элияhу. На одной изображены пророки Бааля, пытающиеся добиться, чтобы огонь снизошел на их жертву (Млахим 1:18:18-40).

Dura_Europos_fresco_worshipping_gold_calf

На второй - сам Элияhу, по приказу которого поливают жертвенник водой из четырех бочек, а потом - еще из четырех и еще из четырех, а на тельца на жертвеннике снисходит огонь.

480

На третьей картине - Элияху оживляет сына женщины из Царфата (Млахим 1:17): слева - женщина в трауре показывает ему мертвого ребенка, посередине - Элияху ложится на кровать и оживляет ребенка, справа - нарядно одетая женщина держит на руках живого ребенка.

Но вернемся к первой картинке. Можно заметить, что кто-то прячется под жертвенником Бааля, и к нему ползет змея. Эту историю мы не знаем из ТаНаХа, но знаем ее из мидраша. Это Хеяль - нехороший царедворец Ахава, который предложил пророкам Бааля хитрость: сделал жертвенник полым внутри, спрятался туда, взяв кремень и фитили, с тем, чтобы в нужный момент поджечь дрова на жертвенники. Но Элияhу пророчески узнал о хитрости, и в ответ на его молитву Всевышний наслал на Хеяля ядовитую змею. Этот момент мы и видим на картинке. Таким образом, фреска времен Мишны или Тосефты показывает нам, что в это время уже был известен мидраш, известный нам в таком виде только из Дварим Раба, - сборника, составленного в 7-10 вв.

85

На другой фреске изображен колодец Мирьям, из которого растекаются 12 ручьев к шатрам 12 колен Израиля. Ни про колодец, ни про ручьи ничего нет в Торе. Про передвижной колодец Мирьям в пустыне много пишут в Талмуде, а самый старый мидраш, где они упоминаются растекающиеся ручьи - Мехилта дераби Шим'он от имени р. Элазара hаМодаи. Растекающиеся ручьи упоминаются и в Таргум Йерушалми. Вот, авторы фресок в Дура-Эвропос знают и про то, и про другое.

Посмотрим еще несколько сюжетов.

98
Вот здесь история Моше. Слева Йохевед и Мириам кладут ребенка в тева. Посередине дочь фараона купается в Ниле и находит ребенка, на берегу стоят служанки с золотыми тазиками и кувшинами. Обратите внимание, что дочь фараона - голая! В синагоге!

А что происходит справа? На троне, очевидно, сидит фараон. Он в брюках и одежде парфянского царя. Перед ним стоят те же две женщины, еще одна простерта ниц. А когда же фараон разговаривал с Йохевед и Мириам? Единственные женщины, с которыми разговаривает фараон - это акушерки в предыдущей главе. В Талмуде  (Сота 11b) есть мидраш, что это Йохевед и Мириам, он приведен от имени Рава и Шмуэля, то есть современников конца этой синагоги: Рав дружил а последним парфянским царем Артабаном, а Шмуэль - с Шапуром I, тем самым, который разрушил город. Опять-таки, если мы правильно поняли, фреска опирается на мидраш.

В заключение покажу еще несколько картин, про которые у меня нет такого же внятного объяснения, но они просто очень хороши.

Wall-painting-from-the-synagogue-at-Dura-Europos-in-Syria-Painting-depicts-the-high

Вот здесь изображен Храм, а может быть Скиния. Снаружи от Храма стоит коhен с красной коровой. Коhенов можно узнать по штанам, хотя по Торе одежда коhенов, конечно, из белого льна. В Храме виден первосвященник, даже подписано по-гречески "Аарон". Рядом с ним - два коhена, которые трубят в серебряные трубы. Перед Аароном стоит бык и овен, вероятно, в соответствии с Ваикра 16:3: "Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение". Но остальные детали мне непонятны: что делает еще один коhен вне Храма? И почему рядом с ним топор? Может, он ждет, чтобы его и топор очистили пеплом красной коровы? И почему отодвинут занавес на воротах Никанора?

04-doura-the-purim-triumph-esther
Вот здесь - сюжет из Мегилат Эстер. Справа - Ахашверош и Эстер на троне. Ахашверош - в штанах, как положено персидским царям. Кто передает ему письмо - не пойму. Левее группа людей, одетых по-гречески. Кстати, что это за штуки у них у пояса? И у других героев в хитонах такие были, даже у пророков Бааля. Слева - очевидно, Аман ведет под уздцы коня, на котором сидит Мордехай. Мордехай - в царской одежде, т.е. в штанах. А вот Аман, обратите внимание, не в штанах и не в хитоне, а с голыми ногами и в короткой юбочке римского воина.

Сравните с известным барельефом, где пленный римский император Валериан стоит на коленях перед Шапуром. Шапур - в брюках, а Валериан - в короткой юбочке.

Naqsh_i_Rustam._Shapour

Обратите внимание, кстати на каспийского тигра внизу. Он не имеет отношения к сюжету, но вообще тигр - редкий зверь в Римской империи, в Талмуде упоминается только один раз. А в Персии - значительно более популярный.
Tags: археология, еврейская история, живопись, история, мидраш
Subscribe

  • (no subject)

    Обратите внимание на год и место издания. Это издано по-польски, и имеется в виду польское "Министерство религий и общественного просвещения".

  • (no subject)

    Интересное общество описано в "Приглашении на казнь". Оно совершенно социально благополучно: в нем нет бедности и нищеты. С законностью и…

  • (no subject)

    Д. Самойлов в дневнике: Я говорил, что у меня больше ума и характера, чем таланта. Кажется, Аксенов с этим бестактно соглашался.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    Обратите внимание на год и место издания. Это издано по-польски, и имеется в виду польское "Министерство религий и общественного просвещения".

  • (no subject)

    Интересное общество описано в "Приглашении на казнь". Оно совершенно социально благополучно: в нем нет бедности и нищеты. С законностью и…

  • (no subject)

    Д. Самойлов в дневнике: Я говорил, что у меня больше ума и характера, чем таланта. Кажется, Аксенов с этим бестактно соглашался.