hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Про Одената и Зенобию

Караванный путь от Дура-Эвропос до Дамаска составляет >500 км. Посередине этого пути находится большой оазис с непересыхающим источником, на семитских языках он называется Тадмор, а по-гречески Пальмира. Тадмор - город очень древний. В ТаНаХе говорится (Диврей hаЯмим 2:8:3-4)
:
И пошел Шеломо на Хамат-Цову и одолел ее. И отстроил он Тадмор в пустыне...

Непонятно, этот ли Тадмор имеется в виду, но вполне может быть, что и этот.

Дура-Эвропос и Тадмор - относительно близкие соседи через 250 км пустыни. В Дура-Эвропос есть храм Гада - бога фортуны. В нем сохранилось несколько изображений. На одном из них женское изображение богини (видимо, аналогичной греческой Тюхе) и написано: "Пальмирскому богу Гаду, сделал Хайран бар Маилва бар Насор" и датировано 150 г. н. э. На другой - мужское изображение, и написано: "Пальмирскому богу Гаду, сделал Хайран бар Малику Насор" и датировано 159 г. н. э.



В 150 гг Дура-Эвропос принадлежит Парфии, а Пальмира - Риму, но в силу вдвойне пограничного положения - и на границе с Парфией, и на границе с пустыней - со значительной автономией. Город находится на главном караванном пути от Евфрата и очень быстро богатеет. В 212 г. жители Пальмиры получают по эдикту Каракаллы римское гражданство, их правители зовутся римскими именами, параллельно которым носят и свои местные имена. Местный язык там - пальмирский, нечто среднее между арамейским и арабским.

В середине 3 в. в Пальмире правит Септимий Оденат, он же Одинат бар Хайран бар Вахбаллат бар Насор. На надписи 251 г. он называется "рас" - главой Пальмиры, а примерно к 257 г. - царем Пальмиры.

800px-Odenaethus_Glyptoteket

Это все происходит на фоне войны между сменившими парфян Сасанидами и Римом. В 252 г. Шапур I начинает войну с Римом, в 256 - захватывает Антиохию и разрушает Дура-Эвропос, в 260 - берет в плен императора Валериана. Вот в этом образовавшемся вакууме и усиливается Оденат, в 260 г. он вооружает большую армию, выгоняет персов за Евфрат, в 262 вторгается в Месопотамию, разрушает Нисибис и Неhардею и осаждает, а затем и захватывает персидскую столицу Ктесифон и отправляет множество пленных в Рим.

Odaenathus_Kingdom
Территории под властью Одената

Шрира Гаон в истории Вавилонских академий говорит, что в 260 г. пришел Папа бар Нецар и разрушил Неhардею. Таким образом, Папа бар Нецар - это Оденат.

В надписи 263 г. Оденат называется "Царь царей и корректор Востока". Под его властью находится огромная территория от Черного до Красного моря.
В Берешит Раба 32:12 обсуждается стих из видения Даниэля про четырех зверей (Даниэль 7:8):

Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

Небольшой рог между рогами, говорит мидраш, - это бен Нецар.

В Ктубот 51а обсуждается вот какая тема. Если женщину изнасиловали, муж (если он не коhен) не должен с ней разводиться. Если же она отдалась кому-то добровольно - муж должен развестись. Если женщина была захвачена в плен и известно, что ее изнасиловали, считает Гемара, понятно, что это было именно насилие. Но помимо захвата в плен, есть еще два варианта: захвачена непосредственно царем и захвачена разбойниками. И вот на эту тему приводятся две противоречащие барайты.

Захваченная царем - как захваченная в плен, а захваченная разбойниками - не как захваченная в плен.
Захваченная разбойниками - как захваченная в плен, а захваченная царем - не как захваченная в плен.

Гемара пытается разрешить это противоречие. В первой барайте, говорит она, царь - как Ахашверош, а разбойник - как бен Нецар. А во второй царь - как бен Нецар, а разбойник - просто разбойник.

Как же так, спрашивает Гемара. В одном случае бен Нецар назван разбойником, а в другом - царем? - По сравнению с Ахашверошем он разбойник, а по сравнению с разбойниками - царь. Раши объясняет, что женщина может соблазниться тем, что царь сделает ее царицей. Такая надежда невозможна относительно Ахашвероша, но возможна относительно бар Нецара.

Вторую жену Одената звали Зенобия, или по-пальмирски бат-Заббай. В 267 г. Одената и его сына Хайрана (в этой семье имена повторяются) убил то ли двоюродный брат, то ли племянник Одената Меоний. По некоторым источникам, Зенобия сама была причастна к заговору. В любом случае, Зенобия и ее малолетний сын Вахбаллат стали царями. В некоторых источниках можно понять, что Зенобия провозгласила Вахбаллата императором. В 271 г. Зенобия присоединила к своим владениям Египет.

Palmyrene_Empire ZENOBIA_-_RIC_V_2_-_80000750
Владения Зенобии и монета, на которой написано ZENOBIA AVG, т.е. императрица

Зенобия упоминается в Талмуде один раз. (Иер. Трумот 47а)

Заир бар Ханина попался при облаве. Пошли р. Ами и р. Шмуэль хлопотать за него. Сказала им царица Зенобия: «Из-за того, что Всевышний делал для вас чудеса, вы решили хлопотать за него». [т.е. вы на чудо надеетесь, что пришли хлопотать за него]. В этот момент вошел сарацин с ножом и сказал ей: «Этим ножом бар Нецар убил брата» [т.е. Меоний убил Одената]. И освободился Заир бар Ханина.

В мае 272 г. у Аврелиана дошли руки до Востока, он с большой армией разбил армию Зенобии в двых больших сражениях, и в августе захватил ее в плен при переправе через Евфрат. По одним источникам, ее казнили, по другим - взяли в почетный плен и провели в золотых цепях во втрмя триумфа Аврелиана в 274 г. и поселили на вилле Адриана в Тибуре. Говорят, она вышла замуж за знатного римлянина.
Tags: гемара, еврейская история, история, мидраш
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    В Эйлате за годы моего отсутствия появилась Франмасонская площадь с масонским памятником на пьедестале. А в море видели рыбу-флейту, и еще в первый…

  • Февральская прогулка, или משנכנס אדר

    Железнодорожный мост И два шоссейных моста Анемоны Цикламены

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments