hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Где искать Харран

В конце раздела Ваеце Яаков с семейством и стадами тайно уходит от Лавана и направляется в Эрец Исраэль. Лаван, который находился в трех днях пути от Яакова, узнает об этом только через три дня. К этому моменту, по словам Раши, Яаков от него на расстоянии шести дней пути. Утром Лаван бросается в погоню и, по Раши, нагоняет Яакова в тот же самый день - для Яакова, стало быть, на седьмой день после его ухода. По Рашбаму, он его нагоняет после семи дней пути, то есть к этому моменту Яаков находится в пути 10 дней.

Лаван нагоняет Яакова у гор Гил'aда. Они возводят там гряду камней - галь-эд - и клянутся, что ни один из них не перейдет ее с враждебными намерениями. Таким образом, эту гряду можно считать границей между страной Яакова - Эрец Исраэль - и страной Лавана. Считая, что Голаны - это Башан, который находится севернее Гил'ада, самая северо-восточная часть Гил'ада - это Джабель-Друз, а возможно, еще южнее и западнее.

Из всей географии времен праотцев, Харран считается идентифицированным наиболее надежно. Там, на границе Турции и Сирии,  до сих пор находится город с тем же названием, и он несомненно очень древний и был во времена Авраама. В пользу этой идентификации говорит и то, что страна, где он находится, называется Арам Наhараим - Арам двух рек, что естественно понять как Междуречье.

Но обратим внимание, что от Харрана до Джабель-Друз - 580 км по прямой, пройти это даже за 10 дней семейству Яакова с детьми и стадами без чудес совершенно невозможно. Добавим к этому еще несколько странностей.

Яаков выходит из Беер-Шевы и направляется арца бней кедем - "в землю сынов востока". А между тем Харран находится на северо-востоке, скорее на севере, чем на востоке, азимут 31°.

Харран описывается как очень засушливая страна, где вся жизнь связана со скудным колодцем, чудесным образом наполняющимся, когда приходит Элиезер или Яаков. А между тем в турецком Харране годовое количество осадков только чуть-чуть меньше, чем в Иерусалиме. Мы нигде не видим, чтобы кто-нибудь в Харране занимался чем-нибудь, кроме скотоводства. А турецкий Харран в те времена - житница, откуда вывозил хлеб в Мари. (UPD В Берешит 30:14 говорится, что Реувен нашел дудаим во время сбора пшеницы)

Страна, где находится Харран, один раз называется в книге Берешит Арам-Наhараим, но зато 11 раз - Падан-Арам. Слово падан непонятно, Раши дает два объяснения: то ли это пара, как упряжь быков - и тогда это аналог двойственного числа в названии Арам-Наhараим (хотя Раши объясняет по-другому), то ли поле. Ибн-Эзра подтверждает, что по-арабски фадан - это поле. В пользу этого объяснения говорит и то, что пророк hошеа (12:13) называет место бегства Яакова Сде-Арам, т.е Поле Арама. Помимо этого, есть еще аккадское слово padānu, означающее "дорога". Собственно, слово harrānu означает "караванный путь".

Слово Арам-Наhараим во времена праотцев выглядит анахронизмом: в их времена арамеи не жили в Месопотамии, а жили на запад от Евфрата. Но, оказывается, оно начиная с начала 15 в. до н. э. встречается в египетских надписях в виде Нахарин, т.е. не в двойственном числе, и используется в качестве синонима страны Миттани, т.е. района изгиба Евфрата и страны на запад от Евфрата. Некоторые считают, что огласовка Наhараим - народная этимология более поздних эпох, когда казалось очевидным, что речь идет о Месопотамии.

Балак, царь Моава, дважды посылает в Падан-Арам посланцев за Бил'амом, и нет ощущения, что это путешествие в 680 км. Бил'ам без труда преодолевает этот путь на ослице, по мидрашу, стена, к которой ослица прижала его ногу - это тот самый галь-эд - гряда камней - которую установили Яаков и Лаван. Ослица напоминала Бильаму - потомку Лавана, что они поклялись не пересекать эту гряду с враждебными намерениями. По мидрашу, внутрь гряды был заложен меч, долженствующий поразить того, кто нарушит договор. Бил'ам  и погиб от этого самого меча. И Бильам тоже говорит, что Арам, откуда он пришел, находится на востоке (Бемидбар 23:7):

…из Арама привел меня Балак, царь Моава, от гор восточных.

Еще и от гор. В турецком Харране гор нет.

И если еще хоть как-то можно сказать, что Харран находится на восток от Беер-Шевы, то с Моавом это еще более затруднительно - азимут 26°.
И Ишаяhу 9:11-12 также описывает, надо полагать, давно прошедшие времена Судей:

И воздвигнет Господь против него <..> Арам с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом.

Если бы Яаков ушел из турецкого Харрана, за 10 дней, проходя по 10 км в день, он как раз успел бы добраться до переправы через Евфрат. А между тем его переход через Иордан в книге Берешит упоминается, а перправа через Евфрат - никогда, хотя Евфрат - значительно более серьезная река. (UPD. В Берешит 31:21 говорится, что Яаков при бегстве перешел реку, спасибо М. Голоссовскому за замечание)

Исходя их вышесказанного, естественнее было бы расположить Харран где-нибудь на восток от Джабель-Друз, примерно в 10 переходах Яакова, то есть, в 120-200 км. Беда в том, что это место совершенно глухое и пустынное, там буквально нет ничего. Есть городок Рутба, построенный англичанами в 1927 г. в качестве промежуточного аэропорта для самолетов, летящих в Багдад и в Индию. До этого там был только колодец для караванов. Но и Рутба находится далековато: в 400 км от Джабель-Друз, а ближе и вовсе ничего нет.

Picture1

Трудность в понимании того, где находится Падан-Арам, состоит, помимо прочего, в том, что место расселения арамеян изменилось. Это произошло на глазах у ТаНаХа, но упомянуто в ТаНаХе только мельком, а для хазаль осталось вовсе незамеченным. Благодаря археологии, мы знаем об этом несколько больше. Арамеи, так же, как и филистимляне, переселились в более обжитые области примерно в 13 в. во время так называемого "кризиса Бронзового века", связанного со значительным изменением климата и превращением его в более засушливый. До этого они были народом бесписьменным, хотя их и упоминали самые разные документы письменных народов.

В Амос 9:7 написано:

Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамеян – из Кира?

Кафтор - это, судя по всему, Кипр или Малая Азия. И Септуагинта и Онкелос переводят это слово как Каппадокия. О том, что филистимляне пришли оттуда, мы знаем не только от археологов, но и из ТаНаХа. В Дварим 2:23 говорится:

и Ивим, живших в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из Кафтора, истребили и поселились на месте их.

Ирмияhу 47:4 называет филистимлян "остатками острова Кафтор".

С арамеянами же все сложнее. Мы не знаем, откуда они вышли. Но мы знаем, что если во времена праотцев арамеяне - бедуины, живущие где-то на окраине цивилизованного мира, то во времена Отниэля бен Кназа мы сталкиваемся с царем Арам-Наhараим по имени Кушан Риш'атаим, который нападает на Израиль, а во времена Давида оказывается еще много разных Арамов: Арам-Цова, Арам-Дамесек, Арам-Ма'аха

Позже они все объединяются под властью Дамаска, и в какой-то момент превращаются в грозное Арамейское царство, с переменным успехом воюющее с Израилем. В конце концов Арамейское царство рухнуло под руками Ассирии, но оставило наследство: имперский арамейский язык с удобной фонетической письменностью, приспособленной для писания на диптере - обработанной коже. Язык этот был принят в наравне с аккадским в качестве государственного языка Ассирии, а затем Ново-Вавилонского и Персидского царств превратился в lingua franca Ближнего Востока. Поэтому невозможно сказать, куда делись арамеяне - все заговорили по-арамейски.

Но вернемся к Киру, из которого, по словам Амоса, Бог вывел арамеян. Он упоминается ТаНаХе еще 2 раза.

Тот же Амос (1:5) пророчествует об Арамейском царстве, которое будет сокрушено Ассирией, и жители Дамаска отправятся в изгнание в Кир:
И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр – из дома Эденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь.

И в Млахим 2:16:9 говорится об исполнении пророчества Амоса:

И послушал его <Ахаза> царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
Таким образом, мы видим, что ассирийцы переселили арамеян из Дамаска в Кир, но мы не знаем ни где этот Кир, ни когда Бог вывел их из Кира. Поэтому Раши объясняет, что в словах Амоса "и арамеян – из Кира" речь идет о будущем: Тиглатпаласар переселит арамеян из Дамаска в Кир, а в будущем, когда рухнет ассирийское царство, они вернутся из изгнания.

Но нам легче - мы точно знаем, что арамеяне откуда-то вышли: когда-то они жили в более пустынных районах по крайней мере на севере Сирийской пустыни (хотя и непонятно, доходили ли они до тех мест на восток от Джабель-Друз, где я поместил Харан), а затем, в течение кризиса Бронзового века, распространились и в северную Месопотамию, и в Сирию, и там создали уже не бедуинские, а совершенно оседлые централизованные царства.
Есть много гипотез, где находится пресловутый Кир. Некоторые помещают его в районе Джебель-Бишри в Сирийской степи, на северо-восток от Пальмиры. Но трудно себе представить, чтобы ассирийцы могли переселить кого-то в такой засушливый район. Профессор Еврейского университета Йоэль Элицур считает, что Кир находится на Евфрате, несколько севернее Пумбедиты: это место, которое Талмуд называет Иhи Декира, а греческие авторы Идикара или Диакира. По Элицуру, есть основания считать, что рядом с Иhи Декира находился город Дурмасканин, т.е. Дамаск - что, конечно, верный признак, что там жили переселенцы из Дамаска.

Picture2

К вопросам, где находится Харан и где находится Кир, вплотную примыкает вопрос, где находится Ур Касдим. У христиан в Средние века распространенным кандидатом считалась Урфа, она же Эдесса - город в 50 км на север от турецкого Харана. (Сегодня она называется по-турецки Шанлыурфа, т.е "Славная Урфа" - в честь победы Ататюрка над французами). Это было бы очень естественным местом, считая, что Харан - это турецкий Харан. Душевное равновесие было нарушено в 1862 г., когда Роулинсон предположил, что Тель-Мукайяр - шумерский Ур на юге Месопотамии - это Ур Касдим.

Во всех этих случаях непонятно слово "Касдим". Септуагинта переводит его как "Халдеи", т. е. семитский народ, близкий к арамеянам. И это не лишено оснований, потому что в Иов 1:17 касдим изображены как грабители из пустыни. Позже касдим-халдеи вторглись в Вавилон и стали господствующей династией в Нововавилонском царстве, но во времена Авраама, да и во времена Моше, считать, что касдим могут иметь отношение к шумерскому Уру - это совершенный анахронизм.

Но в Талмуде есть своя традиция, что такое Ур Касдим. В Бава Батра 91а р. Хисда говорит: "Ивра зеира <то ли малый пригород, то ли малый переход> Куты - это Ур Касдим" То есть Ур Касдим находится рядом с Кутой - тем местом, откуда Санхериб переселил в Самарию кутим - самаритян.
Гемара никак не обосновывает это и никак не использует, что только усиливает идею, что это старая традиция. Еврейскую традицию переняли и мусульмане, сегодняшнее название развалин Куты - Тель-Ибраhим.

При такой локализации по-прежнему остаются те же проблемы со словом касдим.

Picture3

Собственно, если считать, что Харан - это турецкий Харан, то вариант с Кутой не сильно отличается от варианта с шумерским Уром: и в том и в другом случае, запланировав идти в Ханаан, Терах идет далеко на север.

Но если принять мою гипотезу, что Харан находится в Сирийской пустыне на восток от Джабель-Друз, получается, что он находится ровно по пути между Кутой и Джабель-Друз.
Tags: география, история, недельный раздел
Subscribe

  • (no subject)

    Книга Benjamin J. Noonan (2019) Non-Semitic Loanwords in the Hebrew Bible A Lexicon of Language Contact. Там по ссылке можно записаться на…

  • (no subject)

    А вот скажите. Слово " афикоман" - это греческое ἐπὶκῶμον или ἐπικώμιον -…

  • (no subject)

    СЯУ, что со времен Столетней войны английские короли включали в свои титулы титул "король Франции" и продолжали его включать до Амьенского мира с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments