hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
В Бава Батра 12b обсуждают, как простые речи детей могут оказаться пророческими. Рассказывается такая история.

На коленях у рава Хисды сидела его маленькая дочь. А перед ним стояли два его блестящих ученика: Рова и Рами бар Хама, видимо, тоже еще юные.

- Ну, и за кого из них ты бы хотела выйти? - спросил рав Хисда.

- За обоих, - сказала она.

- Тогда чур я второй, - сказал Рова.

На этом история в Гемаре заканчивается, но hагаот Бах добавляют еще два слова: "И так и было". Поскольку контекст - детское пророчество, то и так понятно, что, наверное, так и было.

А как, собственно, было?

Дочка подросла и вышла замуж за Рами бар Хаму. А потом, - то ли он умер, то ли они развелись, и она вышла за Рову и жила с ним долго и счастливо.

В Йевамот 34b рассказывается вот какая история. Обсуждается, что женщина, которая овдовела или развелась, и прожила так 10 лет, если после этого выйдет замуж - не может забеременеть. Впрочем, говорят там, это если она, так сказать, поставила на себе крест магендавид. А если собиралась выйти замуж - вполне может забеременеть. И вот Рова, услышав эту историю, приходит к жене - дочери р. Хисды, и говорит ей:

- Ты своим примером подвергаешь сомнению слова мудрецов! <По Раши, она после смерти Рами бар Хамы прожила 10 лет, прежде чем вышла за Рову, а потом, замужем за Ровой, родила детей>.

- А я, - говорит она, - все эти годы мечтала о тебе!

И еще в Брахот 56a-b обсуждают разгадывание снов. Общий принцип такой: дело не в самом сне, а в разгадке. Дадут хорошую разгадку - сбудется, дадут плохую - тоже может сбыться. И вот, рассказывается, был некий предсказатель, который давал хорошие разгадки, только если ему заплатить. А если не заплатить - плохие. Рова и Абайе нарочно его испытывали: рассказывали одно и то же, Абайе платил, а Рова - нет. И он им разгадывал разное.

А однажды Рова к нему пришел и говорит:

- Мне приснилось, что ворота моего дома упали.

- Это значит, что твоя жена умрет.

И еще много разного. Однажды, например, Рова ему сказал, что видел во сне два больших пухлых каравая.

- Это значит, ты получишь два раза по голове, - сказал ему предсказатель.

И в тот же день это сбылось: на базаре подрались двое слепых, а он взялся их разнимать и схлопотал от обоих.

Тут Рова понял, что тот - не просто жулик, и что пресказания его действительны, только он такой корыстолюбивый, что безвозмездно не умеет предсказывать хорошее.

- Надо же, какой негодяй! - сказал Рова. - Мог бы промолчать, а вместо этого плохое предсказывает. Все ему прощаю, но дочери рава Хисды никогда не прощу! Хоть бы к нему власти придрались и не помиловали!

Узнал об этом предсказатель.

- Беда, - говорит. - Ведь если мудрец кого случайно проклянет, и то это сбывается. А он меня за дело отругал! Придется эмигрировать! Галут и нечаянного убийцу очищает, авось и меня очистит.

И действительно, переселился в страну ромеев <из Махозы - столичного округа вокруг Ктесифона>. Поселился у ромеев по соседству с хранителем царского платья.

Пришел к нему однажды сосед-хранитель платья.

- Мне, - говорит, - приснилось, что иголка в палец вонзилась.

- Дай мне денег - я тебе разгадаю сон.

Не дал он ему денег, и он промолчал. <Видите, чему-то жизнь его научила>.

Через некоторое время хранитель еще раз пришел.

- Мне приснилось, что черви мне два пальца сожрали.

И снова пожадничал он, и предсказатель снова промолчал. И на третий раз пришел хранитель.

- Мне приснилось, что черви мне всю руку сожрали.

- Беда! - закричал предсказатель, - черви все царские шелка пожрали!

Попал хранитель под суд.

- Вот этот человек, - говорит, - все знал, но ничего мне не сказал.

Судили того предсказателя и казнили лютой казнью.

Так что из этой истории мы видим, что Рова любил свою жену - дочь р. Хисды.

Но почему же он захотел быть вторым?! Этот вопрос задает Маhарша и объясняет: не может быть такого, чтобы Рова желал своему другу Рами бар Хама смерти. Конечно, он подразумевал, что Рами бар Хама разведется со своей женой, и тогда и детское пророчество сбудется, и все останутся живы. А Рами бар Хама не мог жениться вторым иначе, как после смерти Ровы: он очень отрицательно относился к женитьбе на разведенной при живом муже, как сказано (Псахим 112а): "Разведенный с разведенной - четверо в постели".
Tags: гемара
Subscribe

  • О хасмонейских пиратах

    Оказывается, распространена точка зрения, что хасмонейский царь Александр Яннай зарабатывал на жизнь пиратством. Доводы примерно такие: 1. При…

  • Про необрезанного раба

    Если еврей купит себе раба-нееврея, он должен предложить ему сделать обрезание, окунуться в микву. После этого он становится ханаанским рабом, обязан…

  • (no subject)

    Сестра зачем-то втравила меня в генеалогические изыскания, вот листаю еврейские метрические книги Житомира за 1850-60 гг., благо они в открытом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments