Как вы помните, в Польше с 1998 г. есть закон "Об институте национальной памяти - комиссии по расследованию преступлений против польского народа". По этому закону полагается уголовное наказание за ортицание преступлений нацистов или коммунистов против польского народа.
В 2018 г. Сейм принял дополнение к этом закону, по которому полагалось уголовное наказание до 3 лет тому, "кто публично утверждает, вопреки фактам, что польский народ или Польская Республика - соучастники нацистских преступлений". Международное возмущение, в первую очередь Израиля и Америки, этим законом привело к тому, что уголовное преследование из закона убрали и несколько смягчили формулировки. Но это не значит, что накал страстей угас.

В Польше есть довольно отмороженная организация Reduta Dobrego Imienia (Польская лига против Диффамации), сделанная по образцу сами-знаете-чего. Организация неправительственная, но получает правительственную поддрежку. Их волонтеров называют "интернетовские гусары" - они отслеживают все что угодно, где говорится что-нибудь плохое про Польшу. Анекдотический пример, который приводит Википедия - документальный сериал на Нетфликсе, расследующий всякие безобразия, уж не знаю, настоящие или высосанные из пальца, связанные с пищевой промышленностью. И этот сериал как-то наехал на польский мед: мол, он не соответствует уж не знаю, каким стандартам.


Так вот, в данном случае суд - не уголовный, а гражданский - был против двух крупнейших специалистов по Катастрофе в Польше, Барбары Энгелькинг и польско-канадского историка Яна Грабовского. Суд касался их монографии "Ночь без конца: судьбы евреев в некоторых поветах оккупированной Польши". С авторами судилась 81-летняя Филомена Лещиньска (адвокаты были предоставлены Польской лигой против Диффамации). Ее дядя, Эдвард Малиновский, был солтысом (старостой) деревни Малиново.

Филомена Лещиньска
Известно, что он выдал арийские документы Эстере Семятыцкой, то есть спас ее. Но есть свидетельство самой Эстеры, что он сделал это в обмен на взятку в размере всего ее имущества, и что он принимал личное участие в убийстве других евреев в лесу возле деревни. Более того, Малиновский был в 1950 г.
Так вот, Филомена Лещиньска подала в суд на авторов монографии, обвиняя их в том, что они очернили доброе имя его дяди. Авторы нигде не высказывают своего мнения, но приводят свидетельство родственников спасенной Эстеры, что она им рассказывала, что он вымогал взятки и участвовал в убийстве евреев.
Лещиньска требовала компенсацию морального ущерба в размере 100,000 злотых (примерно $20,000) и публичного извинения двух историков. В компенсации суд ей отказал, а от историков таки потребовал публичного извинения. Они, впрочем, собираются оспаривать приговор в более высокой инстанции.
При всем безобразии этой истории, не могу не отметить, насколько все же Польша и польские судьи здоровее своих безумных российских коллег.