hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

про колдунов

В трактате Менахот 85а говорится:
 
Сказали Моше Йохана и Мамре <главные египетские колдуны> : «Что ты привез в Тулу свой самовар  солому в Афараим <богатый хлебом город в долине Иордана >?! [То есть пришел в Египет со своими чудесами]. Ответил им Моше: «Как говорят люди: вези зелень в город, где продают зелень».
 
Что за загадочные Йохана и Мамре? Оказывается, они появляются в самых разнообразных источниках.
 
В книге Шмот не сказано, как зовут египетских колдунов. Но в Таргум Йерушалми сказано, что их зовут Янис и Ямбрис.
 
В Мидраше Танхума (Ки Тиса 19) сказано, что два главных египетских колдуна, Юнус и Юмбрус, вышли в составе эрев рав из Египта, и что они были главными действующими лицами в истории с золотым тельцом.
 
Таргум Йерушалми к Бемидбар 22:22 говорит, что Бил'ама сопровождали два ученика, Янис и Ямбрис.
 
Во втором послании к Тимофею говорится «Как Ианний и Иамврий противились Моисею…».
 
Слава о древних колдунах распространилась и в языческом мире. Плиний Старший (30:2:11) говорит о «еврейской школе колдунов, берущей начало от Моисея, Янния и <какого-то загадочного> Лотапа <или Иотапа>, получившей распространение на Кипре». Апулей в своей «Апологии», оправдываясь от обвинений в колдовстве, пишет:
 
…ежели найдется хоть одна-единственная причина, побуждавшая меня домогаться брака с Пудентиллою ради собственной моей корысти, и ежели вы докажете, что этот брак для меня хоть чем-то выгоден, то пусть я буду Кармендом, Дамигероном, <...> Моисеем, Иоанном, Аполлобеком, пусть я буду хоть самим Дарданом или любым из знаменитых магов, славных со времен Зороастра и Остана?
 
Говорят, что апулеевский Иоанн – это все тот же Янний.
 
Есть целая апокрифическая книга Янния и Ямбрия. Ориген в 3 веке на нее ссылается. В третьем веке в Египте была всем известная могила Янния и Ямбрия.
 
Помимо места в Менахот, в трактате Сота 22а встречается, без всяких объяснений, нехорошая женщина по имени Иохани бат Ртиви. Раши объясняет, что это такая колдунья, которая искусственно затрудняла роды у рожениц, а потом говорила: «Я помолюсь за тебя», шла домой и отменяла колдовство. А открылось это, когда у нее в доме работал рабочий, она вышла, а ее заклинания продолжали шелестеть в кувшине. Он открыл кувшин, и роженица родила.
 
А еще одно, уж совсем непонятное место, в Звахим 62b.
 
Племянники Р. Тарфона учились у него <и не проявляли большой активности>. Сказал он «И Авраhам еще раз взял жену, а имя ее … Иохани» Сказали они ему «Написано – Кетура!». Сказал он им «Это вы дети Кетуры» <в смысле, учитесь неинтенсивно>
 
Можно понять, что это такой педагогический прием, чтобы оживить учение.
 
Но комментатор агады р. Цадок из Люблина считает, что все эти вещи связаны колдовством: и Иохани – колдунья, и дети Кетуры – всем известные колдуны. И Иохана (по другим версиям, Иохани) – египетский колдун – тоже, может быть, женщина. Они там и приведены парой, потому что один олицетворяет мужское колдовство, а другой – женское.
 
 
 
 
 
 
Tags: гемара, еврейская история
Subscribe

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • (no subject)

    Очень старый пост про кепочку. https://idelsong.livejournal.com/148788.html

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments