Жена Рава вечно изводила его. Попросит ее проготовить чечевицу - приготовит хумус. Попросит приготовить хумус - приготовит чечевицу. Когда вырос его сын Хия, он стал посылать его к жене, и тот стал говорить ей наоборот. Она делала наперекор тому, что он говорил, и получалось именно то, что просил Рав. [Видимо, вариантов было не очень много]. Сказал Рав своему сыну: "Вот как ты хорошо влияешь на мать!". А тот ему ответил: "
- О, - говорит Рав, - яйца курицу учат! Я бы давно мог так делать!
Потом подумал и сказал:
- Но ты все же так не делай! А то получается, что ты обманываешь свою мать.
Это я все вот к чему. Недавно вышла интересная статья с моделью, призванной объяснить, почему во многих странах на выборах получается все ближе и ближе к ничьей. Традиционная модель предполагает, что есть те, кто определились, и колеблющиеся. Если колеблющийся встретится с определившимся - тот его заразит своим мнением, и он тоже станет определившимся. Такая модель, разумеется, не сходится к 50%. А предложенная в статье модель предлагает обратное: если колеблющийся встретится с определившимся, тот убедит его голосовать наоборот. Вот такая модель действительно предсказывает схождение к 50%.
В статье, разумеется, рассматривалась ситуация, когда партий две, но и в израильской политике с десятками партий правило срабатывает. Причем не только в глобальной, но и в локальной политике национально-религиозного лагеря. У нас на глазах этот лагерь разделился на два: так сказать, кавников и - как назвать альтернативу? - либералов, наверное. Это разделение хорошо видно в любой общине, но и на выборах оно проявляется.
Кавники приближаются не столько к харедам, сколько к Хабаду, не зря Хабад на этих выборах проголосовал за Смотрича. Они хорошо представлены в таких поселениях, как Эли, Бейт-Эль, Ицhар или Итамар.
А "Ямина", за которую, впрочем, голосуют не только религиозные, представлена в Гуш-Эционе, Маале Гильбоа или Гив'ат Шмуэле. И тоже разделение на выборах оказывается примерно пополам.