- Как это удивительно делают мыло, - сказал он, оглядывая и развертывая душистый кусок мыла, который для гостя приготовила Агафья Михайловна, но который Облонский не употреблял. - Ты посмотри, ведь это произведение искусства.
- Да, до всего дошло теперь всякое усовершенствование, - сказал Степан Аркадьич, влажно и блаженно зевая. - Театры, например, и эти увеселительные... а-а-а! - зевал он. - Электрический свет везде... а-а!
Анна Каренина
Но мне дали другой ответ, еще лучше, которого я не знал: "На горах" Мельникова-Печерского, где подробно описывается технологический кризис, связаный с тем, что из-за новой западной технологии производства мыла тюлений жир остался невостребованным.
- Какое ж в новом тарифе может быть касательство до тюленьего жира? Не из чужих краев его везут; свое добро, российское.
- Свое-то свое, да ведь не с кашей его есть, - молвил Марко Данилыч. - На ситцевы фабрики жир-от идет, в краску, а с этим тарифом, - чтоб тем, кто писал его, ни дна, ни покрышки, - того и гляди, что наполовину фабрик закроется. К тому ж ноне и хлопку что-то мало в Петербург привезли, а это тюленьему жиру тоже большая вреда... Потому, куда ж его денешь, как не на ситцевы фабрики? На мыло думаешь?.. Так немца какого-то, пес его знает, бес угораздил какую-то кислоту олеинову выдумать... От стеариновых свечей остается; на выброс бы ее следовало, а немцы, бесовы дети, мыло стали из нее варить. А допрежь тюлений жир на мыло много требовался.