Category: праздники

Category was added automatically. Read all entries about "праздники".

(no subject)

Связывайте праздник веревками до рогов алтаря (Теhилим 118:27).

אִסְרוּ-חַג בַּעֲבֹתִים עַד קַרְנוֹת הַמִּזְבֵּחַ



Самое понятное из этого стиха - это рога алтаря, то есть жертвенника. Жертвенник в Храме имел четыре символических рога по краям (Шмот 27:1-2):

И сделай жертвенник из дерева шитим: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота. И сделай рога его на четырех его углах; из него будут его рога; и покрой его медью.



Collapse )

(no subject)

У нас теперь живет волнистый попугайчик. Мы его назвали Петровичем - в надежде научить его говорить: "Петрович хороший". Научить пока не удалось, он только лопочет что-то на своем попугайском языке, а иногда еще кричит характерное попугайское взволнованное "Кхе-кхе-кхе!", которое мы сразу прозвали "Гевалт!".

Когда-то соседка по коммуналке Раиса Исаковна зихрона левраха стояла в коридоре и часами обсуждала по телефону со своими родственницами антиобщественное поведение еще какой-то родственницы. Языком обсуждения был идиш, с нередкими экспрессивными вкраплениями по-русски, вроде "нахальство!"

Тогда у меня тоже был волнистый попугай, и разговор Раисы Исаковны ужасно походил на попугайский "гевалт!". И сама она была очень похожа на волнистого попугайчика.

Всем желаю веселого праздника.

И кстати о Метоне...

У моей старшей дочери сегодня после захода впервые совпадет еврейский и грегорианский день рождения. И, кстати, в грядущем году у меня тоже совпадет. Уже в третий раз.



И желаю всем счастливого Нового года и благополучной записи в Книге Судеб.

(no subject)

Я вообще-то не люблю этот праздник. Я уже однажды цитировал, как писал в своем дневнике Геббельс:

Еще нельзя точно предсказать, какая сторона окажется в конце войны победителем и какая побежденной. Но, пожалуй, не подлежит сомнению, что евреев надо будет искать среди побежденных.



Победителями мы были бы, если бы 9 мая 1945 г. нас было на 6 миллионов больше.

Но в результате этой Победы сегодня разные стороны в конфликте наперегонки обзывают своих противников фашистами. А если бы ее не было, они наперегонки обзывали бы друг друга жидами. А как выглядят настоящие жиды, никто бы не помнил.

(no subject)

Господа иностранцы, скажите, пожалуйста... У вас тоже Гугл сегодня показывает картинку к израильскому дню независимости, или она, так сказать, персонализирована?

Picture1

Ходил по заведениям, следил за поведением

Рамбам в Законах праздников (6:21) пишет:

Обязан бейт-дин назначить на праздники полицейских (шотрим), чтобы ходили и искали в садах и пардесах и по берегам рек, чтобы там не собирались компании мужчин и женщин  поесть и выпить, и чтобы это не приводило к разврату.



Тур, а за ним Шулхан Арух цитируют эту фразу практически без изменений.

Магид Мишне объясняет, что, судя по всему, Рамбам опирается на высказывание Абайе из Кидушин 81а:

Саква дешата  - ригла = язва года – праздник.



Абайе говорит это в контексте уединения между мужчинами и женщинами и, вероятно, имеет в виду что-то похожее на то, что описывает Рамбам: пикники на природе с большим количеством вина. Хотя, конечно, ни о каких полицейских он не заикается.

Но для Раши и для Тосафот такие праздники немыслимы, поэтому он дает совершенно другое объяснение:

Мужчины и женщины пойдут слушать проповеди, и там будут глазеть друг на друга.

Про Петра

В книге "Запреты и разрешения Раши", посвященной законам Песаха, сказано от имени Раши:

... и после этого поют песню, упомянутую в трактате Псахим, - Нишмат. И есть такие, кто говорят, что эту песню ввел тот негодяй Шимон-петер хамор [игра слов: петер хамор = первенец осла], ошибка Рима, когда сидел на скале. И не дай Бог, чтобы такое мнение существовало в Израиле, и тот, кто это говорит, когда построят Храм, должен будет принести жирную очистительную жертву.

То же самое почти слово в слово сказано от имени Раши в Махзоре Витри.

Но в другом месте Махзора Витри, от имени раббену Тама, говорится, что Шимон Кифа написал пиют "Этен теhила" с описанием службы в Йом Кипур.

 

Collapse )

Подытожим.

1. Легенда - средневековая. Она содержит интересные анахронизмы: христианство с самого начала оказывается распространено среди неевреев, еще во времена Храма их столица  - Рим (существует версия, где Петр пошел не в Рим, а в Антиохию).

2. Доводы против уничтожения евреев очень похожи на доводы Августина.

3. Раши в начале 11 в. знает эту легенду, но категорически отвергает. Несмотря на его возражения, к концу 11 века она оказывается общепринятой или по крайней мере широко распространенной. А в более поздние времена утрачивает популярность.

2. Легенда распространена только у ашкенази. Сефардские источники, даже уже и христианской Испании, ничего о ней не знают.


Дурацкий вопрос для неизраильтян

Лаг Баомер - это такой израильский каббалистический праздник, когда все жгут костры. В этом году Лаг Баомер пришелся на воскресенье. Рав Овадия Йосеф обратился к правительству с предложением передвинуть праздник на день вперед.

Но правительство отказалось и привело довольно веские доводы, почему это сделать невозможно.

Какие доводы были у р. Овадии Йосефа и какие у правительства.

Израильтянам - очевидно, поэтому вопрос ко всем остальным.

Ответы пока скринятся.